home
user-header

                        
                        
Дневник "якутской Тани Савичевой" - Чурапча.
28 января 2020 г., 09:19 в Путешествия по Якутии 6525

Осенью меня буквально ткнули носом в две неприметные таблички местного музея - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧУРАПЧИ... Оказывается, много написано об этом, готовится фильм, есть книги. А я узнала только теперь.

Первым летописцем того ужаса стала девочка -Майя Аргунова, "чурапчинская Таня Савичева" , в кавычках далее - ее жуткий дневник... Сейчас, держа в руках 125-граммовый кусочек блокадника, я поневоле вспомнила эту историю, которая случилась гораздо ближе...

 

  Знаете, сколько стоила в годы войны одна рыба? Ни много ни мало - "смерти одного немца», ведь «только сытый солдат может победить фашиста!"

Ловись, рыбка - в январе 42 года партия решает развивать рыбные промыслы Сибири и Дальнего Востока. Как назло, уже три года засуха и саранча уничтожают урожай в Чурапчинском улусе. Парторганы Якутии в августе решают убить двух зайцев: спасти от голода скотоводов и дать фронту рыбу, переселив весь район на Север и берег Ледовитого океана.


Ехать не хотели, хотя переселенцам были обещаны "золотые горы": в армию не брать, выдавать в месяц на человека вдоволь продуктов, уютное жилье... Ввиду ожидающих "золотых гор" запретили брать более 16 кг на человека. Переселение форсировали, выделив на сборы три дня. Сотни телег потянулись к пристани...

«12 сентября 1942 года. Сегодня умер наш Нюргун. Мама сильно переживает. Теперь заболел брат Егор. От папы нет писем. Пароходов все нет. Очень холодно. Продукты кончаются."

Те, кому довелось попасть на баржу последними, прожили на берегу Лены 26 дней, укрываясь под прибрежными кустами.

"13 сентября 1942 года. Наконец-то прибыл пароход. Он большой и очень красивый, только люди на пароходе очень злые. Нас с нашими коровами и лошадьми загрузили в одну баржу. Очень тесно. Мы всей семьей расположились возле коров. Дедушка говорит, что так будет тепло во время плавания. Егор все время бредит, зовет папу. Перед прибытием парохода получили «похоронку» на отца. От горя слегла мама».

Люди плыли на открытых палубах под дождем и снегом. Горячее? Вода из реки, смешанная с мукой...

"16 сентября 1942 года. Дедушку затоптали лошади, когда он бросился их успокаивать. Дед говорит, что самое страшное позади, хуже уже не будет, скоро приплывем на место и будем ловить рыбу для фронта. Я помогаю бабушке, мы вдвоем ухаживаем за мамой, братом Егором и дедом. У деда сломаны рука и нога».

На предусмотренных для высадки песках часто не было ничего, кроме песка, глины, плавника - из них строили землянки, в которых надо было выжить при минус сорока...

"28 сентября 1942 года. Наконец-то прибыли на место. Голый берег, никто нас не встречает. Первым делом похоронили умерших. Среди них моя подруга Айта. Отощавшие коровы и лошади еле сошли на берег. Кругом снег и лед. Строили шалаши для жилья и для скота».

Но фронт ждал рыбы. Практически не знакомые с особенностями рыбной ловли, все, кто мог держать сеть - выполняли план. Трудодни начисляли только работающим.

"3 января 1943 года. У нас совсем кончились продукты, нет ни грамма муки и рыбы. Деду совсем плохо, скончался ночью Егорушка. У мамы опускаются руки, ничем не может помочь своим. Выживет ли кто-нибудь и вернется в Чурапчу?"

Вместе обещанного 16 кг хлеба в месяц выдавали по 3-5 кг, немножко рыбы, ложки масла. Не в чем было ходить на морозе.
"15 января 1943 года. Дедушка перед смертью сказал: «Хотя мы все смертны и когда-нибудь все умрем, но так обидно, когда умирают из-за разгильдяйства на берегу угрюмой реки... "

Чурапчинцы меняли фамильные украшения, последние меха на муку или карасей, а потом ели подошвы, ремни, мох... Местные в каких-то районах помогали чем могли. Там, где помогали, умерло меньше.

"20 февраля 1943 года. Сегодня приехал бригадир , привез немного рыбы и муки, которую отправили братья из своих скудных норм. Алексей и Михаил тоже болеют. Бригадир сказал, что их скоро привезут. Мать всю ночь проплакала. Со смертью братьев перестанут выдавать норму и мы останемся совсем голодными. Иссякают надежды и с нею жизненные силы. Бабушка все время лежит, не хочет ни есть, ни пить. Только все время говорит о своей Чурапче, вспоминает свой родной алас, родственников. Все мысли ее о возвращении домой. И мы тоже хотим домой"

Чурапчинцы работали и ночами, чтоб с непривычки хоть как-то закрыть нормы. За два года работы они дали 3 с половиной плана.

"20 марта 1943 года. Николай уехал на войну. Теперь у нас в колхозе осталось трое мужчин. Дома совсем нечего есть. На рыбалку не ходим, сил нет. Говорят толщина льда 2 метра».

Те, кто умирал от голода, умирали прозрачными и распухшими... Зимой 42-43гг трупы складывали штабелями возле школы. "Ребята говорили, мол, Колька умер от холода, а Валька от голода..."

"3 мая 1943 года. Солнце светит ярко. Но у меня сил совсем нет. Мать варит кожу, в которую добавляет заболонь и ягель. После такой еды очень болит живот. Говорят летом поедем обратно домой, в Чурапчу, этой надеждой и держимся».

"10 мая 1943 года. Сегодня наш председатель говорил, что написал письмо с просьбой о возвращении оставшихся живых в родную Чурапчу. Люди ходят как тени с выпирающими костями».

"...Все колхозники стремятся обратно в Чурапчу: «Если приедем в любимую Чурапчу и умрем даже в день приезда, то смерть не будет так страшна...». Никаким агитациям не поддаются."

"6 мая 1943 года. Умерла мама. Бросив семью, убежали в Чурапчу председатель и бригадир"

"18 мая 1943 года. Умерли все. ОСТАЛАСЬ Я ОДНА. Писать уже нет сил."

Майю нашли рыбаки. Собрав последние силы, она написала письмо "любимому вождю Сталину с просьбой вернуть все колхозы обратно в Чурапчу". Майя умерла, так и не увидев дом... Лишь в 1944 г. партийное руководство вернуло переселенцев на родину.

В Чурапче на Горе Поклонения поставили памятник, к которому ведет 41 ступенька - чтобы вспомнить те колхозы, те почти ДВЕ тысячи человек из пяти тысяч переселенных, не вернувшихся домой.

Есть еще один памятник чурапчинской стойкости - "чурапчинская школа борцов". Ее основатель, Дмитрий Коркин, прошедший все ужасы того переселения, стал всемирно известным тренером. Из сельской школы-интерната Чурапчи, которую он основал, вышли 2 чемпиона Олимпийских игр, 5 чемпионов мира по вольной борьбе, более сотни мастеров спорта.

Избранное
  • 28 января 2020 г., 15:06
    Хурма Рахим   Пожаловаться

    А кто виноват в этой трагедии были найдены и наказны?

  • 28 января 2020 г., 15:42
    Хурма Рахим   Пожаловаться

    Это плохо пока не будут найдены и наказаны виновные. возможно повторение этого же сценария. Чиновники должны быть ответственны за свои необдуманные решения пока этого не будет ни а каком развитии речи быть не может.

  • 28 января 2020 г., 15:44
    воробейчик   Пожаловаться

    Спасибо за публикацию, свою историю нужно знать и помнить.

  • 28 января 2020 г., 15:45
    lenadayana   Пожаловаться

    Нет конечно.Мои родные тоже в Булунском улусе Быков Мысе,были переселены.На пути умерла бабушка,маме всего шесть лет было.Сестренку маленькую оставили в детдоме и не нашли.Сколько страданий голод,холод натерпелись.Те которые вернулись очень рано все ушли из жизни.Моя мама всего 37 лет жила.Это боль и страдания наших родных останется всегда в памяти.

  • 28 января 2020 г., 15:59
    Soptimus   Пожаловаться

    А где хранится дневник Майи Аргуновой, кто его нашел, куда передали?

  • 28 января 2020 г., 16:10
    pikina   Пожаловаться

    слов нет...

     

  • 28 января 2020 г., 17:16
    ANTONY   Пожаловаться

    Напоминает позднее сочинение. На подобие фантазий про Ларису Попугаеву, ничем не подтвержденных.

    • Автор
      28 января 2020 г., 17:29
      ladik   Пожаловаться

      ANTONY, чурапчинское переселение - моя фантазия? Или дневник сочинили?

      • 28 января 2020 г., 17:30
        ANTONY   Пожаловаться

        ladik, разумеется я про "дневник".

        • Автор
          28 января 2020 г., 17:42
          ladik   Пожаловаться

          ANTONY, даже если сочинили полностью - что это меняет? Это отменяет гибель людей?

          • 28 января 2020 г., 17:48
            ANTONY   Пожаловаться

            ladik, при чем тут гибель людей? это интернет-фейк не имеющий к реальной истории никакого отношения. на вашем месте я бы его удалил. лучше подумайте кто и зачем сочиняет эти "исторические" памфлеты и при этом, от "скромности", а скорее от "ложного стыда" тщательно скрывает свое авторство.

            • 28 января 2020 г., 23:36
              MaxWhax   Пожаловаться

              ANTONY, вы видимо один из тех людей которые считают что сидел якут у себя в балагане и пришёл к нему казак и сказал что должен он ясак царю который живёт в Москве за 6000 километров и якут сказал ай как хорошо и добровольно присоединился к русскому государству и добровольно решил платить ясак.

              • 28 января 2020 г., 23:56
                ANTONY   Пожаловаться

                MaxWhax, расскажите мне, для начала, что такое заболонь и где ее взять в дельте реки Лена? Или зачем везти корову в Тикси?

                • 29 января 2020 г., 10:48
                  OSP   Пожаловаться

                  ANTONY, потому что переселенцам сказали что их там ждут, что там готовые дома, коровники

                  их просто кинули, и переселение организовывали как репрессию

  • 28 января 2020 г., 17:56
    daush   Пожаловаться

    Зачем туда поехали? Я бы собрал семью, сказал:"я пойду сифон принесу" и фьюююють в тайгу. Если у кого-то ума нет, зачем за ним идти?

  • 28 января 2020 г., 18:17
    КГН   Пожаловаться

    Дневник этот трясут уже давно по форумам, а ,Вы что автор только что узнали о нем ? Ведь четко и ясно видно, что его писал взрослый человек  и  не так уж чтобы давно, когда типа свободу слова дали....

  • 28 января 2020 г., 18:20
    Шпак   Пожаловаться

    11 августа 1942 год постановление о переселении вынес первый секретарь бюро Якутского обкома ВКП(б)

    Ион Лукич Степаненко. 

    Родился в 1895 году в Ейске. Член ВКП(б) с 1918 года.

    С 1927 года — на хозяйственной, общественной и политической работе. В 19271950 гг. — аспирант Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова, инструктор Московского городского комитета ВКП(б), заведующий Отделом агитации и пропаганды Красногвардейского районного комитета ВКП(б), 1-й секретарь Красногвардейского районного комитета ВКП(б), ответственный инструктор ЦК ВКП(б), 1-й секретарь Якутского областного комитета ВКП(б), в Партийной комиссии Московского городского комитета ВКП(б).

    Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

    Одним из решений Степаненко было принудительное переселение нескольких тысяч семей в тундру с целью увеличения добычи рыбы, что стало прямой причиной Чурапчинской трагедии. Решение было отменено в 1944 г.

    Умер в 1965 году.

    • 28 января 2020 г., 18:30
      Хурма Рахим   Пожаловаться

      Шпак, надо бы лишить данное лицо и всех приспешников всех наград и премий хотябы посмертно

      • 28 января 2020 г., 18:38
        Шпак   Пожаловаться

        Хурма Рахим, а вот и его приспешники: члены Якутского бюро тт. Морозов, Аммосов, Смолянинов, Муратов, Родохлеб, Имуллин, Матвеев, Сидорова. Тт.Крылов, Николаев, Рудых (с/х отдел обкома), т.Потакуев (зав.отдела рыбн.промыш.обкома), тт. Саввинов (НКВД), Анашин (Наркомзем ЯАССР), Нестеров (Уполнаркомзаг), Кутырев (Госрыбтрест), Хомяков (Госплан), Кузнецов (Моб.отд. Совета народных комиссаров).

    • 28 января 2020 г., 20:29
      Trasser   Пожаловаться

      Шпак, надо же, какое совпадение...

      Мой отец, Иван Лукич (почти как Степаненко), был в числе этих переселенцев. ТО, что он вспоминал, в точности совпадает с этим дневником. Не знаю, кто писал - взрослый позже или девочка в те годы, но все что описано в нем - правда. Единственное - отец рассказывал, что и скотину не разрешили брать с собой, ехали налегке. Когда прибыли на берег Лены в Жиганске, обещанного жилья не было, уже выпал снег, люди от холода заболели еще на берегу, ожидая баржи, и по пути начали умирать. Часть людей высадили в Жиганском районе, остальные поплыли ниже по течение, в устье Лены, в Булунский район. Семья отца взяла к себе девочку у которой умерли родители, и до конца дней своих она считала отца своим старшим братом, и ее потомство теперь, родившееся после войны в Булунском районе - наша родня, в советские годы поддерживали друг друга, они нам рыбу, мы им -жеребятину, карасей, колбасу (за которой отправлялись в магазин целые семейные экспедиции, чтобы получить на руки побольше). После войны только мой отец вернулся домой, в 44-46 годах он занимался промысловой охотой, сдавал меха государству, имел Грамоту "Лучший охотник Якутской АССР".  Дичью, которую в это добывал, кормил всех своих земляков. Несмотря на то, что чурапчинцев отправили на север с целью лова рыбы, среди них никто не умел толком речным ловом заниматься, очень большие различия между озерным и речным ловом, да и с сетями дело имели единицы. И в этом деле их очень сильно поддержали ссыльные финны и эстонцы, которых сослали в Якутию как неблагонадежные народы, они научили их вязать и ремонтировать рыболовные сети, неводы. Вообще, между ними и чурапчинцами завязалась очень крепкая дружба, видимо общая беда так крепко связала. Помню, как в конце 60-х годов к нам в гости заезжала эстонка (или финка, не знаю точно), возвращавшаяся на родину, очень тепло общалась с отцом, подарила нам сувенир-копилку. Отца умершего почти десять лет назад буквально в прошлом году поминали добрым словом в родном селе, т.к общественный невод (мунха) который он изготовил, до сих пор используется для блага всего села. И похоже, что кроме него новый уже некому изготовить, мастерство и традиции потихоньку теряются.

       

  • 28 января 2020 г., 18:41
    Шпак   Пожаловаться

    из Протокола № 213 заседания бюро Якутского Обкома ВКП(б) от 11 августа 1942 г.:

    СЛУШАЛИ: О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района. На протяжении многих лет большинство колхозов Чурапчинского района в силу климатических и почвенных условий этого района не получают урожая зерновых, для скота колхозов также не имеется достаточного количества кормов. Как правило, с государством по зернопоставкам рассчитаться не могут. Систематически, из года в год, приходится заменять зернопоставки, натуроплату другими видами продуктов (мясо, масло и др.). Из года в год колхозы вынуждены посылать огромное количество рабочей силы в другие районы для заготовки кормов скоту, на большие расстояния туда же перегонять на зимовку свой скот, в силу этого терять большое количество скота при перегоне. Для большинства колхозов Чурапчинского района создалась крайняя бесперспективность в ведении их полеводческого и животноводческого хозяйства. Создалась угроза дальнейшему содержанию и сохранению общественного колхозного скота. Вместе с тем имеется полная возможность использования трудовых ресурсов этих колхозов в рыбной промышленности республики, в связи с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 6/I.1942 года…

  • 28 января 2020 г., 21:55
    Yansen   Пожаловаться

    Я чурапчинка. То ли избегала таких подробностей, то ли еще что... впервые читаю это. Нет, про переселение я немало слышала и читала, односельчане рассказывали жуткие вещи, но этот дневник вижу/читаю впервые. Плачу. Спасибо за историю!

  • 28 января 2020 г., 22:01
    Yansen   Пожаловаться

    Не стоит тут уровень грамотности обсуждать. Якуты всегда тянулись к образованию. В те годы многие дети умели писать. Возможно, написали на якутском. Да, допускаю, что дневник бы литературно очень тщательно обработан. Что это меняет?! Я и не такое слышала. Напишу с тех рассказов, скажете, фейк?

  • 28 января 2020 г., 23:06
    Елка-Иголка   Пожаловаться

    В период переселения численность чурапчинского улуса сократилась почти в 2 раза. Плотностью численность восстановилась только к 1985 году.

  • 29 января 2020 г., 01:58
    MSA   Пожаловаться

    Надо все фиксировать, как евреи, а потом истреблять через суды каждого виновного как они делали с фашистами. Моя бабушка чурапчинская переселенка, ей 85. каждый раз когда она вспоминает, она плачет. Она была ребенком. И сейчас готова закормить родных) Почему до сих пор нет ни книги (может есть а я не знаю), ни фильма.

    • 29 января 2020 г., 08:48
      Kori_Night   Пожаловаться

      MSA, книги есть. Насчёт фильма не знаю. В Чурапче об этом говорят и пишут много. В театре "Айылгы" ставятся спектакли на эту тему.

  • 29 января 2020 г., 08:43
    Kori_Night   Пожаловаться

    Похоже на фейк. Написано по русски. Зачем чурапчинской девочке писать по-русски?

  • 29 января 2020 г., 09:30
    Алтаана   Пожаловаться

    Моя бабушка была переселенцем Чурапчинского улуса. Из всей семьи вернулись из Жиганска она и ее сестра. До самой ее смерти в нашей семье была под запретом речная рыба. Про ужасы тех лет она не рассказывала совсем и не любила, когда ее об этом спрашивали. Жалко, что не оставила хоть строчки воспоминаний...

  • 29 января 2020 г., 10:27
    MakArtur   Пожаловаться

    В советское время запрещали рассказывать и затрагивать тему переселения. Помню бабушка по каким то датам сидела у печки и плакала. И никто ее не успокаивал. Говорили что детей, родных вспоминает. И самое обидное было для нее что детей забрали в интернаты и там они умерли, от голода. А мужчин говорили на фронт не возьмут, но взяли говорила вперед местных, и как она подозревала заместо местных. Но советскую власть она ни одним словом не упрекала. А виноватыми считала непосредственных начальников. 

  • 29 января 2020 г., 10:32
    Ariavarta   Пожаловаться

    Если интересно, можете найти книгу с копией рукописи.

    Мне в детстве рассказывали, что в Кобяйском улусе все умерли. И может быть люди не узнали бы о всех страданиях людей, если бы не дневник девочки.

    Моему дедушке повезло, ему было 4 года, и они прибыли в Булунский улус. Там так же небыло условий для проживания, но местные люди хорошо к ним обращались, научили выживать в этих страшных условиях.

    Им так же не хватало продуктов. О победе узнали только на следующий год, и то их отец сам приехал сообщил им о победе и забрал домой.

    Конечно, во время войны все страдали, все голодали, но с чурапчинсами поступили жестоко.

    Представьте: мать провожает сыновей на войну, старая, еле на ногах, жены остаются с маленькими детьми. А позже их всех отправляют на север. Об этом солдаты узнают только потом... о том, что их родные погибли от голода и холода.

  • 29 января 2020 г., 11:04
    наборбукв   Пожаловаться

    Мне дедушка рассказывал, как зимой 1942 возвращаясь с мунхи, погиб один человек, свалился от голода прямо на дорогу и умер. В ту зиму, вообще погибло очень много людей, умирали целыми семьями. А весной вся рыба, собранная для фронта сгнила, так как вывезти её не смогли (я не из Чурапчи, если что). Деду своему я верю, вруном никогда не был и до смерти оставался в своем уме и памяти. Ещё одна родственница из другого улуса рассказала, её дед во время войны был председателем, по возможности он старался раздавать еду людям, поэтому погибших от голода в годы войны в их селе было очень мало. Потом один из родственников, работающий в прокуратуре рассказывал. что нашел анонимку на своего деда, написанных вероятно одним из "добрых односельчан". Кстати, и сейчас это "эхо войны" заметно, в моей деревне сейчас чуть больше 500 жителей, а в селе моей родственницы жителей больше 1000, несмотря на одинаковое количество переехавших.

  • 29 января 2020 г., 11:44
    MHM   Пожаловаться

    Недавно глава встречался с блокадниками Ленинграда, надо бы вспомнить теперь и чурапчинских переселенцев.

  • 29 января 2020 г., 14:55
    leenamayor   Пожаловаться

    Бедные люди, сколько им пришлось пережить...

  • 29 января 2020 г., 15:25
    VAita   Пожаловаться

    Майя Аргунова - это вымышленный персонаж, но этот дневник очень точно отображает события тех лет.

    Мой дедушка рассказывал про переселение Чурапчинских совхозов, тихо в сторонку плакал вспоминая эти нелегкие годы. Ему тогда было 15 лет. В 1942 году его семью в количестве 28 человек насильно переселили, разрешили с собой брать только 16 кг. Все нажитое - дома, скот, лошадей оставили.  С Чурапчи до Нижнего Бестяха добрались за 8 дней, 28 дней на берегу Лены ждали баржу, уже здесь начали голодать. Наконец прибыл пароход "Крупская", дед рассказывал как они на пароходе со скотом ехали. По пути скот от голода друг у друга жевал шкуру. Люди умирали тут же, их сбрасывали на реку. Где-то в октябре пароход причалил в Кобяйский район. Шел снег. Их там никто не ждал, сами, в легкой одежде стали строить дома наподобие шалашей. Ой, пишу и плачу... 

    Моего деда определили охотником на пушнину. В этот год он сдал пушнины  (лиса, белка, ондатра) на 2500 руб. если представить то 1 шкурка ондатры тогда оценивалась в 18 копеек. Как им тогда говорили пушнина шла на бартер в Америку. Работал так же на заготовке рыбы (не умевшие рыбачить на реке, были трудности). Работающему члену семьи полагалась: 1 рыба, 1 кусочек хлеба (со спичечный коробок) и 3 кг муки в месяц. Детям и старикам не полагалась норма. Все работали ради ПОБЕДЫ, приближали как могли. Ценой своей жизни. С ними вместе работали финны, поляки, литовцы. Рыба лежала горой, а люди голодали, не разрешали брать. Рассказывал дедушка про мужчину который взял с этой горы 1 рыбу хотел покормить одного оставшегося у него живых ребенка из четверых, его арестовали. 

    В 1946 году дедушка через четыре года вернулся в свой алаас, он потерял в этом переселении деда, бабушку, и двух маленьких брата и сестру.

     

  • 29 января 2020 г., 17:40
    Neplohoi   Пожаловаться

    в те времена везде так было, моих не переселяли но тоже голодали - Ордж. район, часть родни умерло

    • 29 января 2020 г., 18:49
      Neplohoi   Пожаловаться

      Neplohoi, да а то подумают что только из чурапчи пострадали от войны, помню мама говорила что давали немного зерна с колхозных полей с ладошку и всё - если бы не охотились на зайца куропатку то совсем все умерли

    • 29 января 2020 г., 19:42
      Яна_К   Пожаловаться

      Neplohoi, да, мои бабушка с дедушкой тоже умерли, мама выросла в детдоме

      • 29 января 2020 г., 19:44
        Яна_К   Пожаловаться

        Бабушка мужа также рассказывала, как голодали, складывали трупы в штабеля, зимой не было сил хоронить. Вспоминала, что люди просились на фронт, чтоб не умереть с голоду

  • 29 января 2020 г., 21:22
    Poligrafist   Пожаловаться

    это конечно трагедия. но проводить аналогии с Блокадой Ленинграда, и тем более Таней Савичевой, по-моему кощунственно. Ну, это мое мнение.

  • 29 января 2020 г., 22:13
    ANTONY   Пожаловаться

    Poligrafist, присоединяюсь! Нельзя сравнивать жертву фашизма с выдуманным персонажем и событиями.

    Зачем из героев делать непонятных политических жертв и намеренно перевирать историю

  • 30 января 2020 г., 09:22
    Parkso   Пожаловаться

    доходила ли рыба, добытая такой ценой до фронта?гнила на местах?

  • 30 января 2020 г., 09:47
    Teley   Пожаловаться

    Это не выдуманная история, а действительность. Возможно они не прямые жертвы фашизма, но переселили то их из-за войны. И указ якутского обкома КПСС был признан ошибочным. Моя мама вернулась из Жиганска сиротой. Воспитывалась в детдоме. Потом только родственники взяли. Не говорила она, не рассказывала о переселении. Не любила. А дневник Майи Аргуновой действительно есть. Я работал с автором книги "Өтөх төҥүргэстээх" Смирниковым Ф.Ф., и читая воспоминания переселенцев волосы дыбом встают. А воспоминания были написаны спустя много много лет, когда многое забылось. А насчет увековечивания - написано много книг, снимается фильм (группа компаний "Кэм"), есть музей переселения, памятники в каждом селе. Помнит Чурапча и не забудет никогда. 

    • 16 сентября 2020 г., 16:44
      Izyskannyi_Mertvets   Пожаловаться

      Teley, ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ И ЕЁ ИТОГИ не выдуманные.

      А вот дневник Майи Аргуновой - фальшивка. Где он, раз утверждаете, что он есть? Просто в одной книге были якобы сканы от него. А когда затребовали оригинал дневника учёные-историки, был получен ответ, что дневник таинственным образом исчез.

      Так с чего Вы так безапеляционно утверждаете, что дневник существует? И Вам разве не очевидно по стилю, что это фальшивка, содранная с дневника ленинградки Тани Савичевой?

      Пусть даже это литературный перевод на русский, но кто будет писать 16 кг вместо бывшего тогда в ходу "пуд" (буут)?

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь