home
user-header

                        
                        
Эрих Андреевич, гений мостостроения и колымский прораб.
ladik
Pro аккаунт
26 января 2021 г., 20:35 в Путешествия по Якутии 3066

Надо ж было дожить до 50 лет и первый раз услышать, как звенят колокольчиком три слога фамилии ГЕР-ЛИН-ГЕР… И увидеть на фото немного детское лицо, детское своей чистотой, простодушием, внутренней улыбкой. По звучанию фамилии, по интеллигентному лицу я б приписала ему прогулки по Унтер-ден-Линден и чашечку кофе за научно-инженерной беседой.

 И не ошиблась бы только в профессии, пролетев и с берлинской улицей, и с кофе, и с неспешными прогулками в шляпе и костюме…  


Эрих Герлингер родился в немецкой семье в городе Екатериненштадт (сейчас Маркс Саратовской области). 24-летним студентом в 1937 году был арестован, осужден по 58 статье за антисоветскую агитацию  на десять лет лагерей.

 

 В том же году, по совпадению, торжественно  сдали деревянный мост через реку Колыму. («Эта блестящая победа вызывает у нас заслуженную гордость за большевистскую технику, помноженную на стахановский труд» - так писали газеты, мост действительно был уникальный).

Правда, Эрих, бывший студент Саратовского железнодорожного института, проехал по нему только через несколько лет этапов... Может он, как герой рассказа Шаламова, надеялся « что найдет путь к досрочному освобождению, сумеет вырваться на волю, на материк. Конечно, инженера оценят. И инженер заработает зачеты рабочих дней, освобождение, скидку срока»?

 

 Пока он с изыскательскими партиями продвигался из Магадана до «Пристани Хандыга Дальстроя НКВД».

Мы не знаем, как Герлингер впервые сумел проявить свои незаурядные способности, но его заметили.  12 октября 1941 года именно он забил первый колышек будущего поселка Теплый Ключ, руководя инженерными работами прокладки трассы Хандыга – Магадан.

 

 «В сентябре –октябре 1941г. прибыли рабочие-заключенные. Мы приступили к организации ДСУ от Хандыги до Кадыкчана в 1000км, с базой на Росомахе. Зимой морозы держались до -55С. Но несмотря на это работы проводились каждый день по 10-12ч. Менее чем за два года был сдан автопроезд Хандыга-Кадыкчан. Было переработано вручную более 5 млн. кубов грунта, построены сотни мостов.»

 

 Часто работы проводились вручную, отсыпка велась тачками и лопатами.  Кто ездил летом по колымской трассе, видели мари, болотистые участки – вот туда и проваливались тысячи кубометров, как в черные дыры, и строителей ждал почти сизифов труд. Километр дороги = миллион кубометров отсыпанного грунта, как вспоминал позже сам инженер. Я тут посмотрела оценку древнерусских земляных работ  – так для 600 тысяч кубометров требовалось 300 тысяч человеко-дней, вот и считайте...

 

  Четыре километра полки дороги из восемнадцати  Черного прижима проходили год (!), взрывчаткой и кайлами. 

 Строителя колымского моста – Сенкевича –освободили после его сдачи в строй. Герлингера – «умного раба»(вновь цитирую Шаламова) – не освободили ни после первого моста, ни после третьего.  

 Только в 1947 году закончился срок, а затем его реабилитировали и даже наградили медалями. Думаете, он вернулся на Большую землю?

– Ученым я уже не буду. Рядовой инженер – так. Вернуться бесправным, отставшим – все мои сослуживцы, сокурсники давно лауреаты. Мне легче дышится на Севере. 

 

 Предположу, что так подумал Эрих Андреасович вслед за героем рассказа Шаламова и … остался на Севере.

«Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдержали.» Герлингер вошел в процент выдержавших.  

 

Десятки лет провел инженер в Якутии, где числился всего лишь старшим прорабом, на деле выполняя сложные проекты и внедряя новые дорожные технологии.

В 1951 , например,  он построил мост через реку Менкюле, длиной  317 метров, с деревянными быками -ледоколами.

 ( он обрушился в 2016, когда на него заехал явно не 15-тонный разрешенный груз) 

 (но его починили - фото ниже этого года, то есть деревянный мост действует почти 70 лет) 

 

 

Когда его спрашивали : - Вы ведь делаете больше, чем получаете. Зачем вам это нужно?

- А я не умею работать хуже. Не умею, и все. Ну разве можно себя в работе сдерживать?! - отвечал Герлингер. 

 

 А еще Герлингер написал инструкцию по пробивке зимников "Техническое условие по строительству автодорог на ледяном покрове в условиях Якутии", остающуюся актуальным пособием для дорожников. Работа вышла за несколькими фамилиями, Герлингер была последней. Эрих Андреевич и тут не расстроился: «Главное - чтоб дорожники научились зимники умело прокладывать, так же? Главное - дело. Должности, честолюбие - это все должно идти лишь вторым планом»

 

 Сто тысяч дорог позади,
Далеко, далеко, далеко.
А что еще там впереди?
Дорога, дорога, дорога.

 

Ты сердце свое успокой,
Напрасна, напрасна тревога,
У нас просто адрес такой -
Дорога, дорога, дорога.

  ( не знаю, слышал ли Эрих Андреевич эту песню Высоцкого? Звучит как гимн в честь него )

  

 Когда в 1979 году  вышел из строя мост через реку Неру, остановилось движение, именно «старший прораб» 66-лет предложил "одеть в бандаж" сломавшиеся опоры, сделал за вечер расчеты и чертежи. Мост простоял еще пять лет до постройки нового!  

 

 

 Наверно, нет такой реки по трассам Колыма и Тополинская, где б Герлингер не проектировал мост :  Агаякан, Сунтар, Куйдусун, Менкюле, Восточная Хандыга…  Мосты Герлингера остались. Они крепкие, системы Гау-Журавского, одной из самых надежных. 

А вот сведений о дате смерти и месте могилы не осталось, хотя в 70-х инженер еще жил в Хандыге. 

 

 Хотя, может, это и неважно?

 

 Я выйду живым из огня,

А если погибну до срока,

Останется после меня

Дорога, дорога, дорога.

 

Все равно теперь и я и вы вспомните  его ( в голове прозвенит колокольчик имени  "гер-лин-гер") , когда будете ехать по трассе Колыма и увидите деревянный мост) 

 

Счастливый человек. После него осталась Дорога. 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь