home
user-header

                        
                        
"Что поехал пока не сожалею". Письмо из Якутска 1942го.
ladik
Pro аккаунт
26 ноября 2021 г., 17:10 в Путешествия по Якутии 5556

Как жил Якутск в 40-е? На портале Прожито, собравшем сохранившиеся дневники обычных людей, удалось найти два письма из нашего города военных лет. 

 


Первое - от Вера Малейненко. 

 

«…. Итак, я в Якутске, куда прибыла 30 июля 42 г. В пути была 25 дней. Ехать было больше чем хорошо, напрасно я боялась. От Иркутска до Заярска плыла по Ангаре 1 сутки, от З[аярска] до Усть-Кута на автобусе 295 км — 12 ч, от У[сть-Кута] до Якутска на пароходе 7 суток. Пароходы ходят большие красивые. Плыла в I кл, по 2 чел в каюте. Около был салон, где мы имели возможность 3 раза в день лакомится вкусн. обедами. Одним словом мы были сыты до отказа.

 

 

Лена — очень красивая река и чем ниже по течению, тем она становится шире и громаднее. Берега ее просто живописны, сплошь таежные деревья и громадные скалы. Когда пароход грузил дрова, мы уходили в лес за ягодами и я вдоволь ела черники. В Якутске меня встретил очень симпатичный гл. инженер Павлов Вит. Фед. Меня временно поместили в гостинице. Здесь пока еще тепло, но сегодня идет сильный дождь. На огородах здесь растет картошка, огурцы, помидоры, капуста и даже арбузы.

 

 (теперь здесь Туймаада)

 

Питаюсь в столовой — 3 р. в день.. Блюда мясные. На рынке беру иногда молоко 5-6 р л[итр], яйца 18-20 р десяток, мясо 20-30 р кг, картофель 5 h кг, огурцы 8 р, масло 60-70 р кг. В магазинах есть коммерческий сахар, колбаса, консервы, пряники. У меня рабочая карточка 800 г хлеба, по 400 г сахара, масла и крупы. К магазину не прикрепляют, можно покупать в любом. В киосках есть мороженное и всюду сладкий квас. В промтов. магазинах полные полки товаров — мануфактуры, пальто, платья, обувь. Это по коммерч. ценам. Я имею оклад 1200 р. Вообщем я очень довольна, что приехала сюда. Правы были все, кто советовал и завидовал мне.».

 

 Месяцем позже было написано не такое восторженное письмо, завербованным инженером)

 

«Здравствуйте, Олег, Саша, Марина, Римма и Виктор. Спешу удовлетворить вас ответом по интересующим вопросам.

Что с собой брать? Берите все что необходимо для жизни, т.к. отъезжая сюда я надеялся на одно, а застал другое. Поэтому обязательно захватите теплую одежду всю. С мужской обувью хорошо, а дамской плоховато. Всего лишь вдвое дешевле Москвы, а мужская втрое. Конечно ничего не приобретайте нового, но что уже есть теплого, то обязательно везите. Оплачивается на человека 240 кг, т.ч. вы ничего не теряете при этом. Захватите постельные принадлежности, теплые одеяла. Квартиру предоставит вам предприятие, оно же поможет в заготовке дров. Советую захватить электроплитки и электроутюг (220 V).

Овощи на рынке и произрастают здесь все. Картофель, капуста, помидоры, морковь, лук, петрушка, укроп вообщем решительно все и в таких же размерах как и в других частях средней полосы Союза. Нет только садов.

 

 

Здесь много живет польских евреев, которые очень хорошо одеваются и якуты так же гораздо культурнее, чем многие другие народности (я сужу по Якутску). Есть русский драмтеатр и клуб НКВД, в котором беспрерывно гастролируют театры, сейчас напр. украинская музкомедия. 2 кино.

 

(1мая 1943. Футбольный матч.)  

 

 Зима очень холодная, с туманами, но мороз переносится легко (конечно при наличии теплой одежды и дров). Плоховато с водопроводом. Воду развозят в бочках, причем вода мутная. Начальство произвело на меня хорошее впечатление, как будет дальше не знаю. Майя работает в камер.-пр-ве — техн-регистрат. У нее и меня рабочие карточки хлеб 800 г, сахар 750, крупа 1200, масло 600, чай 100, 1 кус. мыла. Ежемесячно дают 1 ордер на промтовары. Я получил на демисезонное пальто и 6 м хл[опчато] бум[ажной] ткани.

 

(Гостиный двор , ныне снесенный, на пл.Ленина) 

Прикреплены мы в столовой ИТР, очень хорошая, но не хватает крупы. Питаемся хорошо. Спирта сколько угодно 360 р. литр 96°. Вино тоже. Вот нет белого хлеба, но зимой говорят не было черного, один белый по 4 р 60 к, т.ч. люди взвыли. Масло 180 топл[еное]. молоко 25 р л Картоф. 30 р 1 кг [это очень дорого] Рабочие сапоги 500 р.

Итак: теплое, постель, катанки, салфетки, тарелки захватите. Захватите лишнюю бумагу. Ну вот как будто и все. До свидания с приветом. Мое резюме таково: я о том, что поехал пока не сожалею."

 

 Интересно, остался ли этот паренек в Якутске? И та восторженная Вера?

 

Избранное
  • 26 ноября 2021 г., 18:27
    ХамсыырХамса   Пожаловаться

    Ничего себе.

     

    Мороженое в СССР начали производить только в конце 30-х годов. После того, как технологию и оборудование привез из Америки Анастас Микоян, тогдашний нарком продовольствия СССР

  • 26 ноября 2021 г., 18:44
    Пентахромат   Пожаловаться

    Отчим рассказывал, что когда они приехали, то все не могли отъесться. Сгущенки в магазинах можно сколько угодно купить, и сахар и сладкое было. Они из центральной россии где-то 1965-1970 годах переезжали и рассказывал, как чемоданы свои накрывали газеткой и кушали на чемоданах. Видимо с конфетами в 1965 году в россии было нехорошо а север снабжали на совесть и тут все это было.

    • 27 ноября 2021 г., 03:28
      warder74   Пожаловаться

      Пентахромат, Северный завоз, в начале 80х 3 цены на упаковках, цены по "3 поясу" помню в магазинах)).

      Но почему-то конфеты только по праздникам покупали, на Новый год, как-то не принято было.

  • 26 ноября 2021 г., 18:46
    Lkmp   Пожаловаться

    Мде, поживали лучше нежели в наше время...

  • 26 ноября 2021 г., 19:47
    MyStar   Пожаловаться

    Да, что то картофель подорожал, с 5 рублей до 30 руб за короткий промежуток времени))

  • 26 ноября 2021 г., 20:06
    Петр2   Пожаловаться

    Не верится, что это в якутии было. У меня прабабка умерла от голода в это время.

    • Автор
      26 ноября 2021 г., 22:45
      ladik   Пожаловаться

      Петр2, сама удивилась. Но письма в дневниках датированы этими годами. 

    • 27 ноября 2021 г., 03:23
      warder74   Пожаловаться

      Петр2, в Якутске возможно. У местного населения зарплаты небольшие были, семьи многодетные, не особо по магазинам закупишься. А в 40-е основная часть населения  колхозники. Дети войны рассказывали, на сенокосе в бригаде всё лето работали, а в итоге по деньгам, после удержаний за еду могли чуть ли не в минус уходить. 

  • 26 ноября 2021 г., 20:21
    MARVEL   Пожаловаться

    На миг как будто очутился в 40е. Спасибо!

  • 26 ноября 2021 г., 21:10
    Concord8   Пожаловаться

    Чурапчиканцы в это время умирали от голода на севере

  • 26 ноября 2021 г., 21:27
    YAN   Пожаловаться

    Это все в Якутске было, а в деревнях голодали и умирали от болезней и голода

    • 26 ноября 2021 г., 21:42
      Popovvl   Пожаловаться

      YAN, нас не было тогда. Может голодали,а может нет. Лена река кормили рыбой. Лес зайцами, косулями, лосями. Утки,гуси .

      • 26 ноября 2021 г., 22:23
        thunderbird   Пожаловаться

        Popovvl, в деревнях голодали и умирали от болезней и голода - это исторический факт, вы только телевизор смотрите? вы не местный видимо и рассказать было некому, или сирота, в этом не ваша вина, ваша беда

        • 26 ноября 2021 г., 23:55
          Пентахромат   Пожаловаться

          thunderbird, Я знаю, что корни осота съедобны, их можно круглый год добывать. Учительница рассказывала, что у них было развлечение кататься на санках по бруснике, когда она замерзала. Прямо по ягодам. Плюс реки-озера с рыбой. Летом лебеда и мокрица, они по вкусу и составу равны обычной капусте. Ссыльные кору деревьев ели- луб от дерева слой между корой и древесиной. Умереть реально от холода и отсутствия теплой одежды. Мне кажется при минимальных коллективных знаниях от голода не помрешь в якутии, на пользу играют обширные территории.

          • 27 ноября 2021 г., 01:11
            thunderbird   Пожаловаться

            Пентахромат, помирали не от того что тупили и не жрали кору и осоку, а от того, что почти всю произведенную продукцию забирали для фронта, из деревни уйти, чтоб собрать кору нельзя, жизнь военного времени строго регламентирована, все делается строго по расписанию, все силы страны в это время направлены на помощь фронту ибо пока ты "прохлаждаешься" в тылу там гибнут твои соотечественники, гражданин должен работать и выполнять и перевыполнять план, смерть на рабочем месте это не метафора, отлучка от работы считается дезертирством и карается по закону военного времени..

            в таком режиме жил тыл не только ссср, но и народ тувинской народной республики и монголии, они тоже отрывали от себя последнее для советского брата и умирали от голода

            почитайте также что такое "закон о трех колосках", и это были реальные законы, нам на лекции по праву юрист приносил уголовный кодекс рсфср еще довоенного выпуска

            этот кодекс и написан был каким-то странным языковым стилем как-будто писала какая-нибудь уборщица с тремя классами пережившая страшное, суровый такой стиль

            • 27 ноября 2021 г., 02:17
              Пентахромат   Пожаловаться

              thunderbird, ну я не догадываюсь даже, какую работу например можно делать в якутской деревне с октября по апрель. Или тогда НКВД заморило голодом Якутов?

              • 27 ноября 2021 г., 03:25
                Julia402   Пожаловаться

                Пентахромат, это наверное в русской деревне, с октября по апрель, пока посевная кампания не начнётся никто не работает. В Якутии вообще-то скотоводство - основное производство. Скотина она круглогодично уход требует. Что касается охоты и рыбалки - первые годы войны были страшно неурожайными. Дети и подростки охотились на евражек. Да и кто охотится и рыбачить мог? Практически все мужчины поголовно были призваны в армию. Женщины и старики не справлялись с повышенными заготовками: продовольствие не только на фронт отправляли, но и стратегическую промышленность нужно было обеспечивать. Поставки из центра же прекратились. Про голод в Якутской деревне в годы войны общеизвестно, почитайте книги хотя бы - там цифры и причины указаны.

            • 27 ноября 2021 г., 02:45
              Пентахромат   Пожаловаться

              thunderbird, Вы просто городской, и ни разу не видели как браконьерничают. Например Муньха эта позорная. На видео то красиво снято, но например невод больше 25 метров длинной, за это штраф положено. Рыбнадзор в деревню вообще не ездит, там быстро проверяльщиков на вилы и в речку кидают. Муньха современная вот так выглядит: берут выпиливают кусок льда бензопилой с одной стороны озера в другой лунки и льют туда смесь моющего средства с уксусом, вся рыба через пол часа сама на берег выпрыгивает. И еще есть варианты кинуть туда бутылку с порохом или еще чего взрывающегося и потом черпают рыбу совками и рыба вся всплывает. на все-про все 2 часа делов.

              • 27 ноября 2021 г., 09:25
                thunderbird   Пожаловаться

                Пентахромат, а кто вас отпустит на мунху во время войны? вы раб государства и выдаете план, отлыниваете от плана ? к стенке! а рыбачат с химией таким образом разве что китайцы да и то на территории россии, местных сразу поубивают да и не сделают местные своей природе такого, это только приезжие выливают в реку всякую дрянь, так с фантазиями осторожнее, а если есть такие факты - выложите, нет так не врите

                • 27 ноября 2021 г., 12:01
                  Phunky   Пожаловаться

                  thunderbird, таким фантазерам отвечать даже не стоит. Муньху какую-то придумал с уксусом :). А порох в воду это вообще шедевр :))

            • 27 ноября 2021 г., 22:15
              Gramor   Пожаловаться

              thunderbird, "для фронта" это был только призыв! все продовольствие добытое у местного деревенского населения распределялось по городам, по линии НКВД и пр. то есть доставалось, в том числе, таким как автор письма. Многие даже не знают, что в годы ВОВ в Якутии от голода погибло примерно 80 тыс. сельского населения, это страшные цифры.

        • 30 ноября 2021 г., 01:35
          And_   Пожаловаться

          thunderbird, У вас тут дискуссия развернулась, в стиле "или - или" - две крайности. Ну и про "исторические факты" тоже, не совсем верно. Как и везде в то время, было все - и спекулянты в городе и тысячи погибших переселенцев и проблемы со снабжением деревень... Но если сравнивать в целом, со средней полосой России или, даже, с Дальним Востоком, жизнь в Якутии в военное время была более "сытой", если можно так выразиться для ТЕХ времен (!). И по крайней мере, в относительной близи от города от голода никто не умирал. А в отдалении все было как всегда - охота, рыбалка, ягоды и лес. С одной стороны, чем ближе к городу, тем жестче был контроль (да, Вы правы - закон "о трех колосках" никто не отменял, но мне не попадались, особо, на глаза документы по большому количеству осужденных здесь на длительные сроки по этой статье, в отличие от "Европейской России" - там в лагере погиб мой двоюродный дед), но с другой стороны - лучше и снабжение, да и родственники всегда помогали (на севере, кстати, традиционно, взаимовыручка выше). А чем дальше от города, тем хуже снабжение, но и меньше контроль, так что охоту и рыбалку там никто не отменял. Конечно, очень много проблем и бед принесло несколько неурожайных лет подряд в центральных областях Якутии, но все же это не идет в сравнение с тем, что было, в подавляющем большинстве, в остальной России. Просто, все надо рассматривать сквозь призму соответствующего времени и места.

          • 30 ноября 2021 г., 16:40
            thunderbird   Пожаловаться

            And_, посмотрите сквозь призму взгляда чурапчинцев, их никто не спрашивал хотят они на север по снегу или нет

            • 30 ноября 2021 г., 19:49
              And_   Пожаловаться

              thunderbird, Если Вы внимательно прочитали мой комментарий, то видели, наверное, упоминание о переселенцах. К сожалению, в нашей истории много трагических моментов. Но в данном контексте это не совсем в "тему", так как это была проблема другого характера, а в статье обсуждаются общие условия жизни в Якутске и Якутии (в частности) в то время. Чурапчинцев никто не хотел убивать или морить голодом специально. Они (как и МИЛЛИОНЫ наших сограждан) стали жертвой неповоротливости и системных сбоев всего аппарата управления в целом. Цинично выражаясь, оказались "не в том месте и не в то время". Таких примеров по стране были десятки. Но САМОЕ страшное и обидное в том, что в большинстве своем их смерти были вызваны не внешними причинами, а элементарным отсутствием четкого руководства, взаимодействия и контроля проверяющих органов. Люди не знали чего им ждать, не знали, что делать и на что надеяться... И, помимо "больших начальников" для которых они были (и остались как мы сейчас) "расходным материалом" непосредственными виновниками множества смертей были их же сородичи и земляки, которые делали это своим действием или бездействием. Впрочем, как и везде, находились настоящие герои, которые спасали, несмотря на, без преувеличения, смертельную опасность для себя. Но еще раз - к теме статьи и к начатой Вами дискуссии это не относится напрямую.

              P.S. Я был на всех временных поселениях чурапчинцев от устья Вилюя и до Быкова Мыса; достаточно много общался как с непосредственными участниками тех событий (они тогда еще были детьми и подростками, естественно), так и с их родственниками; смотрел архивные и исторические документы. Не могу сказать, что я детально (с точки зрения профессионального историка) изучал эту тему, но все же имею о ней представление. 

              • 30 ноября 2021 г., 20:19
                thunderbird   Пожаловаться

                And_, не соглашусь с вами, что не в тему, это я и хотел донести, что люди стали жертвой не только войны, но и системы, которая сильнее отдельно взятого человека, и комиссары мордовали людей не от маньяческой своей сущности, а потому что также были отродьем системы. и чурапчинцы и все остальные наши граждане существовали внутри нее, можно было организовать жизнь не в таких жестких рамках..но система была одинаково беспощадна ко всем

    • Автор
      26 ноября 2021 г., 22:46
      ladik   Пожаловаться

      YAN, верно.

  • 26 ноября 2021 г., 21:27
    стократ   Пожаловаться

    Это для приезжих специалистов. До 90х так и было. Приезжим жилье, подьемные, высокий оклад, кооператив, авто и др.няшки. местным кадрам ни хера такого. Жили на сьемном жилье, работа не по квалификации за мизерный оклад.

    • Автор
      26 ноября 2021 г., 22:48
      ladik   Пожаловаться

      стократ, думаю, тут зависело от квалификации местных кадров. Если они были спецы, думаю, их не обижали. Но северной надбавки несправедливо не начислялось, правда.

      • 27 ноября 2021 г., 01:26
        thunderbird   Пожаловаться

        ladik, жилье всегда давали в первую очередь приезжим, вы видимо, молоды и не жили в ссср; также и качество жилья приезжим самое благоустроенное, он только приехал и хату в каменном доме, а местный, которому скоро на пенсию, но живет в ч/б - он так в нем и помрет

        • Автор
          27 ноября 2021 г., 16:12
          ladik   Пожаловаться

          thunderbird, я выросла в СССР, и как раз родители- геодезисты- сюда приехали. 16 лет мы жили в деревяшке с печкой, и только в 1986 получили кпдшку. Потом я вернулась программистом, и снова жила в деревянной общаге с одним туалетом на коридор. Общага была геологическая, а жили там - приехавшие геологи. Давноо приехавшие...

          • 27 ноября 2021 г., 16:20
            thunderbird   Пожаловаться

            ladik, очень за вас рад, многое зависело от организации в которой работали

          • ladik, Наверное в те времена квартиры выделяли ветеранам. Наша семья после барака переехала в 5 комнатную на Ярославского. Еще помню, что жилье выделяли  по производствам. Например на Дзержинского старые кпд полностью Якутзолото, на Каландрашвили сплошь связисты.

          • 30 ноября 2021 г., 01:45
            And_   Пожаловаться

            ladik, Все точно. Мои родители - геологи, все так и было). Не сильно удивлюсь, если у нас много общих знакомых в этой среде)).

            P.S. Помню, с какой радостью я ходил к соседям на первый этаж запускать кораблики у них дома весной, когда все заливало (это были "двухэтажки" по Лермонтова) и не мог понять, почему так ругалась мама)). 

             

            • Автор
              2 декабря 2021 г., 17:16
              ladik   Пожаловаться

              And_, мы тоже жили на Лермонтова, 174/1) Помню, как нас окружали завалинки, "балаганы", помойки и ручьи)

              • 3 декабря 2021 г., 00:38
                And_   Пожаловаться

                ladik, Эко, Вас, в "Тмутаракань" занесло))). Не.., я поближе - на месте, где сейчас Крестьянский рынок в озере кораблики пускали да карбид в бутылках взрывали). А запахи..., запахи весной! Живописные ручейки из под всех "отхожих мест" весело звеня и журча стекались нам под дом и на дорогу... Сосульки по весне свисали метра на полтора, а улица Пушкина была как большая протока - если смотреть на нее со стороны Лермонтова, то это был один сплошной "венецианский" канал; передвигались по деревянным теплотрассам (помните, конечно) как по дамбе посередь моря...

                Романтика..., блин!)

        • thunderbird, чб в те времена были новые и очень сильно ценились. 17 квартал тогда был самым современным. 

  • 26 ноября 2021 г., 22:26
    thunderbird   Пожаловаться

    ladik, без вас мир бы выглядел серо!

  • 27 ноября 2021 г., 05:03
    Parkso   Пожаловаться

    Якутск в военные годы от нехватки продуктов получается не страдал?некоторые даже скажут, что даже кинотеатр отгрохали(Центральный)

    • Автор
      27 ноября 2021 г., 16:08
      ladik   Пожаловаться

      Parkso, так и Русский театр заканчивали в ноябре 41, и первое здание на столбчатом фундаменте - 8 школу- в 44.

      • 27 ноября 2021 г., 16:31
        Trasser   Пожаловаться

        ladik, школу в 41 построили, в этом году юбилей

        • Автор
          27 ноября 2021 г., 21:42
          ladik   Пожаловаться

          Trasser, юбилей самой школы, думаю, не здания.

          • 28 ноября 2021 г., 00:12
            Trasser   Пожаловаться

            ladik, я учился в этой школе.

            https://www.1sn.ru/271754.html

            • Автор
              28 ноября 2021 г., 14:55
              ladik   Пожаловаться

              Trasser, поняла, перепутала с 9 школой, первой на сваях.

              • 30 ноября 2021 г., 02:04
                And_   Пожаловаться

                ladik, Перепутали, но по дате. 8-я школа - это первое здание на свайном фундаменте построенное именно, как начало "серийного" (первым зданием на свайном фундаменте ("башмаках") стало здание ТЭЦ в 1937г) использования этой технологии недавно (1936г)  организованным трестом "Якутстрой" под руководством Е. Жорницкого. Начали строительство в мае 1938-го и закончили к началу 1941-42 учебного года (доделывали "на ходу"). Тогда же, в 41-м, закончили и к-р "Центральный" (открыли в мае 1942-го, если не ошибаюсь). Я, кстати, тоже, все 10 лет проучился в этой школе (8-й). А 9-я школа была построена чуть позже практически, по тому же проекту, что и 8-я.

                • Автор
                  2 декабря 2021 г., 17:17
                  ladik   Пожаловаться

                  And_, все-таки читала, что 8ая - это пока еще задания на башмаках, на столбчатых фундаментах, а вот 9ая - первая уже на сваях. 

                  • 3 декабря 2021 г., 00:23
                    And_   Пожаловаться

                    ladik, Ну по виду они совершенно идентичны - что у 8-й, что у 9-й школы. Про "башмаки" под 8-й школой, честно говоря, нигде и не от кого из коллег не слышал, хотя и не могу исключать. Да и если бы там делали полноценный "башмак", хотя бы отдаленно напоминающий тот, который применяли при строительстве ТЭЦ, мне кажется, она бы не стала аварийной по фундаменту еще в 70-е годы)). Вообще, конечно, было бы очень интересно это узнать доподлинно))

                    На самом деле, тем периодом у нас в городе мало кто занимался - историю города до 1917 года мы знаем куда как лучше чем в период с 1920 и до 1970 -го. Парадокс. Возможно, есть разница в технологии забивки свай (т.е. с помощью сваебойной машины или "вручную"). Кстати, помните, наверное, как строили здание общежития кооперативного техникума (году что то в 1984 или 85-м)? Там тоже, вырыли котлован, потом в нем смонтировали свайное поле, скрепили понизу и засыпали. Но там были "неустойчивые грунты". Также и с некоторыми домами на 202-м м-не. ))

    • 27 ноября 2021 г., 22:19
      Gramor   Пожаловаться

      Parkso, а че ему стадать, если на пузо горожан батрачили все колхозы тогдашней ЯАССР? в деревнях люди пухли от голода, а в городах склады ломились от продовольствия.

  • 27 ноября 2021 г., 07:51
    Пьянварь1   Пожаловаться

    Во время ВОВ учащиеся школ, ССУЗов в городе Якутске -- все работали на разгрузке барж, охране пришкольных огородов (где выращивали сами картофель, капусту и др.) по графику дежурств, ловили мешками саранчу. В общем, много физически работали. Школы печники отапливали дровяными печами, тяжести возили на лошадях. А в колхозах колхозники получали не деньги, а трудодни, они не имели права работать на своем приусадебном участке, т.к. все для фронта. Оттого и голодали. В то же время накопленные продукты поедали чиновники городские, уполномоченные. И даже умудрились сгнить продукты на складах.

  • 27 ноября 2021 г., 08:02
    Пьянварь1   Пожаловаться

    В колхозах единственный доход - это были трудодни. А записывали их несправедливо, многих обижали, особенно, если не было мужчин в семье. В колхозах работали старики, женщины и дети. Например, с 8 лет. С семи лет не брали на работу в колхоз, так как были "слишком худые и маленькие ростом".

  • 27 ноября 2021 г., 08:11
    Пьянварь1   Пожаловаться

    Осенью, после уборочных работ чуть-чуть отдыхали. В это время дети ходили в лес, собирали ягоды, шиповник. Белые грибы в засуху вдруг выросли, их собирали несколько раз и варили суп, этим выжили.

  • 27 ноября 2021 г., 08:18
    Пьянварь1   Пожаловаться

    Не было у колхозников своего скота, все отдали в колхоз. Представить так, что дома еды шаром покати. В колхоз как на работу, но с утра до позднего вечера. Своего участка, огорода не было.

  • 27 ноября 2021 г., 11:12
    Orexovo   Пожаловаться

    Как всегда даже здесь в комментариях находятся сторонники советского режима , которым так и нравится полуголодная жизнь советского периода . Чего хорошего тогда было ? Бесскрайние очереди за булкой хлеба и колбасой ? Некоторые годами стояли в очереди чтоб купить несчастный запорожец или москвич . Одежды нормальной практически не было . Вся одежда была серой как в Северной Корее . За границу выехать отдохнуть было невозможно . Да , в 70-е и в 80-е года с продовольствием стало лучше , но только ли сытая жизнь является одним из прекрас в этой жизни ? Попробуйте отправится обратно в сытый союз без интернета и нынешней свободы действий ? Да вы сразу оттуда решите вернутся обратно !!!

    • 27 ноября 2021 г., 12:56
      Phunky   Пожаловаться

      Orexovo, счастье ведь не в одежде или заграницах. Для счастья достаточно было того, что у людей не было чувства глобальной несправедливости, ведь жили, в основной массе, примерно одинаково. Счастье человека заканчивается там, где он чувствует себя обделенным, ущемленным или обманутым.

      • 27 ноября 2021 г., 17:21
        Orexovo   Пожаловаться

        Phunky, ну, каждый человек определяет счастье по-разному . Кому-то и в запертой клетке сытым счастливо , а кому-то и свободной и сытый жизни недостаточно . За всех не нужно говорить . Знаю многих людей живших в совестком союзе и не при каких обстоятельствах не желающих вернутся обратно . Для меня лично свобода дороже всего . Я не хочу жить в таком режиме как при союзе .

        • 27 ноября 2021 г., 18:27
          Phunky   Пожаловаться

          Orexovo, понятно, что и сейчас многие живут счастливо, я, наверное, и сам таковым являюсь. И понятно, что кто-то перестроился и живет сейчас лучше и свободнее чем в совке и не хочет возвращаться в те дни. Но это если рассматривать вопрос со своей колокольни, а не глобально. К сожалению, нынешние реалии создали слишком большой разбег между счастливыми и не являющимися таковыми. И "средняя температура по больнице" к сожалению не на стороне довольных жизнью. И у вас наверняка есть родственники и знакомые, которые живут откровенно плохо. Эта разница создает социальное напряжение и взаимную ненависть. Это мы еще относительно хорошо живем, как регион, в других регионах гораздо все плачевнее (посмотрите как живут те же коренные алтайцы). Ну и согласитесь, что раньше люди были более понятными, открытыми и человечными - это ли не показатель счастья?

          • 27 ноября 2021 г., 19:56
            Orexovo   Пожаловаться

            Phunky, по поводу того ,что раньше люди были более открытыми и человечными соглашусь , но немного подправлю , таковых было чуть больше , может на порядок даже больше . А открытые и человечные люди или часть из них были во все времена . Не показатель ли это счастья ? Показатель ! Но, только это показатель один из нескольких факторов состовляющий счастье . А как говорится одним хлебом сыт не будешь нужны и еще дополнительные сопутствующие факторы и я лично считаю , что в наше нынешнее время этих факторов чуть больше , чем было при союзе .

            • 27 ноября 2021 г., 21:25
              Phunky   Пожаловаться

              Orexovo, Все понятно, вы говорите конкретно за себя, а я немного глобальнее на картину смотрю. Далее, думаю, смысла нет что-то обсуждать. Добра вам!

              • 27 ноября 2021 г., 22:08
                Orexovo   Пожаловаться

                Phunky, " Человеческие споры бесконечны не потому , что невозможно найти истину , а потому , что спорящие ищут не истину , а самоутверждение " . ( Буддийская мудрость)

    • 27 ноября 2021 г., 15:47
      nagyvarad   Пожаловаться

      Orexovo, вы сами то понимаете что несете? во время СССР интернета НИГДЕ не было, как и сотовой связи. Был бы сейчас СССР, то я уверен, что не только интернет, сотовая связь, но свободы слова было бы куда больше чем сейчас. На самом деле в 1988 году в СССР можно было ругать власть, сейчас это жестко пресекается. 

      • 27 ноября 2021 г., 17:42
        Orexovo   Пожаловаться

        nagyvarad, а где я писал , что в СССР был интернет ? Внимательно читайте .

      • 27 ноября 2021 г., 23:13
        Jeronimo1943   Пожаловаться

        nagyvarad, вспомнился старый анекдот в тему: "Встретились русский и американец и заспорили, у кого в стране больше свободы. Вот американец и говорит: я могу встать перед Белым домом и во всю глотку крикнуть: "Рейган дурак!", и мне ничего за это не будет. Русский отвечает: у нас тоже полная свобода. Я тоже могу выйти на Красную площадь и во всю глотку орать: "Рейган дурак!" И мне тоже ничего не будет."

    • 27 ноября 2021 г., 19:31
      citiman   Пожаловаться

      Orexovo, после войны 50-60 ые годы, был большой отрезок когда было полное изобилие всего. Магазины ломились от продуктов и товаров. Это общепризнанный период рассвета СССР. Тогда был заложен огромный фундамент промышленности энергетики. Всё города были самодостаточны. Например во всех городах были построены большие хлебозаводы, молокозаводы. Свои мебельные, кожевенные заводы и т.д. т.п.

      Был рассвет колхозного движения, построены все работающие и сейчас электростанции.

      Так что не надо говорить о голоде в деревнях его после войны не было.

      • 27 ноября 2021 г., 20:00
        Orexovo   Пожаловаться

        citiman, вот почему развалился союз ? Скажу одну из нескольких причин . Да , было много заводов , молокозаводов , хлебозаводов и прочее . Но , когда нет внешней торговли , то это приводит к застою и в конечном итоге к развалу . СССР был по сути обречен по этой причине . Экономика страны расцветает в основном благодаря внешней торговли .

        • 28 ноября 2021 г., 06:59
          citiman   Пожаловаться

          Orexovo, СССР развалили целенаправленно, пытались это сделать всегда. И когда развязали войну против СССР и перестройку затеяли для этого. Почитайте здесь #ДеньТВ.

          • 28 ноября 2021 г., 07:52
            Orexovo   Пожаловаться

            citiman, правильно , только это снова один из факторов . СССР был обречен на развал как я уже писал ранее по множество причин .

        • 28 ноября 2021 г., 07:00
          citiman   Пожаловаться

          Orexovo, #ДеньТВ. В Телеге.

          • 28 ноября 2021 г., 07:54
            Orexovo   Пожаловаться

            citiman, зачем мне смотреть развал СССР в какой-то телеге . Каждый телеканал или журнал по своему трактует развал .

            • 28 ноября 2021 г., 08:37
              citiman   Пожаловаться

              Orexovo, там есть факты. Я не смотрю ТВ каналы. Там о СССР идёт дезинформация.

              • 28 ноября 2021 г., 08:50
                Orexovo   Пожаловаться

                citiman, кто-то говорит , что по телевидении правда , кто-то наоборот хвалит другие сми . Кому верить ? Где истина ? А истина у каждого в голове . Чем отличается эта телега от того же пресловутого РЕН-ТВ ? По сути ничем .

        • 28 ноября 2021 г., 08:30
          nagyvarad   Пожаловаться

          Orexovo, СССР постоянно находился под жесткими санкциями развитых кап. стран, намного более жестких чем сейчас. Это в большей мере поспособствовало тому, что проект СССР не смог дальше развиваться, так как стагнировал из-за враждебного окружения. Сейчас опять нас окружают враги, и оказывается причина не в том что страна капиталистическая или социалистическая, а просто американским капиталистам для поддержания приемлемого уровня жизнип в своей стране необходимо в других частях планеты подогревать пожары и ловить с огня жареные коштаны. 

          • 28 ноября 2021 г., 21:44
            Orexovo   Пожаловаться

            nagyvarad, хватит уже из США делать врага . Да , они наши конкуренты по внешней торговле в отношении европейского рынка , Китая , Индии , Африки и Юго-Восточной Азии . Но , американцы не засылают в Россию из Афганистана героин через Таджикистан и Кыргызстан как некоторые думают . У них своей наркоты хватает которая поступает из Колумбии и Мексики .

  • 27 ноября 2021 г., 13:01
    ляп   Пожаловаться

    Мама в детдоме росла в Якутске, рассказывала, очень плохо кормили в войну

  • 27 ноября 2021 г., 13:17
    Судургу2021   Пожаловаться

    Мы много тогда работали, летом на сенокос, ещё сусликов ловили и шкуры сдавали, ягоды собирали сдавали, , все время работали помогали победить войне, бабушки шили рукавицы, собирали школой посылки, ложили все, махорку, пряники, леденцы, рукавицы много чего. Дружны были, все и мало нас осталось.

  • 27 ноября 2021 г., 13:29
    botto   Пожаловаться

    у нас гастролеров и длиннорублевщиков госудаствообразующих на убой кормили а местные умирали от голода 

  • 27 ноября 2021 г., 13:53
    Rim05   Пожаловаться

    Какая то сказка описана. Во время войны так было?! Что за дневники? Может советская власть сама стряпала такие дневники? Или это дневник заместителя наркома? Как в годы войны было в Якутске, не знаю! Но слушал скудные истории от матери, во время войны 10-летней девочки-чурапчинской переселенки, отправленной на 2 с лишним года вместе с отцом и братьями-сестрами (особо не хотела рассказывать)! Об ужасах чурапчинских переселенцев все знают, не буду пересказывать.

    • Автор
      27 ноября 2021 г., 16:03
      ladik   Пожаловаться

      Rim05, заходите на портал Prozhito.org и проверяете - там много еще не-советского.

      Что касается «разницы показаний», то давайте представим, что наши современники напишут письма, и их найдут через 70 лет. Наверняка в одних будет ужас-ужас, а в других мед и шоколад)

  • 27 ноября 2021 г., 14:37
    ырбас   Пожаловаться

    В городе так было, в деревнях голод во время войны. Мою маму специально привезли в Якутск, чтобы с голоду в деревне не умерла.

  • 27 ноября 2021 г., 17:44
    Gobli   Пожаловаться

    Север уже не снабжают. Пора валить.

  • 27 ноября 2021 г., 18:07
    carlos   Пожаловаться

    Фейк

  • 27 ноября 2021 г., 19:00
    Пппррр2   Пожаловаться

    Площадь Дыгына это круто. Надо вернуть прежнее название

  • 28 ноября 2021 г., 00:07
    GEOstudent   Пожаловаться

    Нет слов одни маты. В это время пока эти жировали, других как скот погнали на север из-за голода...

    • 28 ноября 2021 г., 06:11
      Сааскэлбит   Пожаловаться

      Мой отец 1932 г.р

      ., отец у него погиб на войне, мама с сестренкой и другие родственники умерли от голода и болезней. Рассказывал как болели родственники и он сам цингой и туберкулезом лимфоузлов, и умирали. Как и что ели. Потом забрали умирающего в детдом для сирот войны. Несмотря ни на что выжил, закончил культпросвет, играл на многих инструментах, рисовал оч. хорошо, особенно графику, почерк был оч. красивый, писал какие то спектакли,сценарии, делал всякие маски(хранились долго, были как настоящие), все мастерил и делал сам, шил, подшивал. Умер рано в в 44 года.

      Мама 38 г. р., тоже прошла через всё. Отец ее тоже погиб на войне под Старой Руссой. Во время переселения на север посадили ее на телегу(жила у ролственников), в это время ее дед(был незрячим)высадил и твёрдо сказал, оставьте, мы никуда не поедем и отмахиваясь тростью её и спас. Так вот они с дедом долго ещё прятались, чтоб силой не увозили, а те так и не вернулись, все погибли. Мама тоже рано умерла в 44 г.

      Они были сиротами войны. Но ничего не получали от государства.

      Помню ветеранам ВОВ льготы, квартиры. А мои родители, потерявшие отцов в ВОВ ни-че-го.

  • 28 ноября 2021 г., 06:31
    стократ   Пожаловаться

    Россия моя история

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь