home
user-header
Глобальный кризис 2021: Британия, Европа, Китай и все все все. Взято с просторов интернета.
lan11574 8 октября 2021 г., 11:36 336

Как дефицит газа может обернуться продовольственным кризисом.

Началось все с того, что американские владельцы остановили до весны оба британских завода минеральных удобрений. Дорогой газ сделал их выпуск нерентабельным. Мало того, что фермеры остались без селитры и мочевины. Оказалось, что побочный продукт их производства - углекислый газ, куда нужнее. Остановка комбинатов лишила Британию 60% всей углекислоты. Той самой, что играет роль консерванта при упаковке продуктов, наполняет пузыриками лимонады и газировку, оглушает скот при забое и используется для охлаждения во всем - от перевозок до медицины и атомных станций.


Дефицит углекислоты оказался такой серьезной проблемой для пищевой промышленности и фермеров, что британское правительство дало денег американским владельцам двух заводов минеральных удобрений, чтобы они запустили их. Рождество пока не отменяется.

Но решена лишь часть проблемы. Теплицы и стойла по-прежнему отапливаются газом и освещаются дорожающим светом. Пусть еда не исчезнет, но точно подорожает, предупреждают фермеры и супермаркеты.

 

Причины кризиса. Их несколько:

 

Погода. Прошлая зима в Европе была суровой. Необычайно холодно было и в Азии, и в Северной Америке. Топили крепко, и запасы газа в хранилищах истощились.

А летом случилась новая напасть: повсеместная жара. Она подстегнула спрос на электроэнергию (из-за кондиционеров), но иссушила водохранилища и уменьшила генерацию гидроэлектростанций. Вслед за турбинами уныли ветряки - лето в Европе оказалось самым безветренным с середины прошлого века. Все это подстегнуло спрос на газ.

Но и его не хватает, причем во всем мире. Не только из-за того, что приходится восполнять запасы в опустевших подземных хранилищах и покрывать возросший из-за погоды спрос.

 

В Европе резко упало предложение сжиженного газа. Поставки трубопроводного газа остались примерно прежними (об этом ниже), а вот сжиженный уплыл газовозами в Азию. Там за него дают больше, в том числе и потому, что азиатские экономики прежде Запада разобрались с вирусом и вернулись к работе.

 

Восстановление экономики после пандемии - еще одна причина растущего спроса и цен на газ в мире. На выходе из ковидной комы всем срочно понадобилось наверстать упущенное, а дополнительных ресурсов для этого нет. Более того, и прежние не всегда доступны.

Из-за ковида, например, плановый ремонт на заводах, в портах и терминалах перенесли с прошлого года на этот, что еще больше сократило предложение. Транспорт, особенно морской, резко подорожал. А часть мощностей зеленой энергетики, включая гигантские солнечные фермы в Испании, не успели ввести в строй в срок из-за локдаунов и перебоев в мировой торговле.

 

Собственное производство газа в Европе сокращается. Помимо истощения запасов Северном море, несколько норвежских газовых месторождений встали на плановый ремонт. Войдя в положение соседей, Норвегия разрешила госкомпании Equinor - второму после "Газпрома" крупнейшему поставщику топлива на европейский рынок - нарастить экспорт с двух месторождений на 2 млрд кубометров в год. Однако это - капля в море европейского рынка, куда только "Газпром" в прошлом ковидном году поставил 175 млрд кубометров газа.

Одновременно с добычей газа сокращается и производство электроэнергии из ископаемого топлива. 

 

Европа переходит к зеленой энергетике, выключает ядерные и угольные электростанции. Как только нынешний кризис попал на первые полосы газет, голоса противников этой трансформации зазвучали громче: мол, народ и так страдает, а теперь еще оплачивай из своего кармана зеленую революцию.

 

Теперь про Китай. В Китае усугубляется энергетический кризис, из-за которого уже начались перебои в работе заводов. Теперь электричества не хватает и городам - жители региона пишут в соцсетях, что их дома перестали отапливать, а на улицах не работают светофоры.

 

Из-за перебоев на прошлой неделе приостановили работу многие заводы, в том числе поставляющие компоненты компаниям Tesla и Apple. В воскресенье вечером один из поставщиков плат для продукции Apple, компания Unimicron Technology Corp, заявила, что из-за ограничений на потребление электричества три ее завода приостановили работу на пять дней - с 26 по 30 сентября. При этом одна из энергетических компаний написала в соцсетях, что перебои продлятся всю зиму, а внезапное отключение электричества станет новой нормой

 

Yunnan Aluminium, крупный китайский производитель алюминия, сократил производство металла под давлением Пекина, требующего уменьшения выбросов. В Цзянсу, провинции близ Шанхая, закрыты сталелитейные заводы, в ряде городов провинции временно отключено уличное освещение. В Чжэцзяне было закрыто около 160 энергоемких компаний, включая текстильные фабрики. В провинции Ляонин на границе с КНДР 14 городов приняли решение об аварийном отключении электроэнергии.

 

Эксперты считают причиной перебоев дефицит угля и новые квоты на эмиссии углекислого газа в Китае.

16 июля в Китае начала работать новая система обмена квотами на эмиссии углерода - это крупнейшая в своем роде подобная система, с помощью которой Пекин надеется сократить выбросы парниковых газов китайскими заводами. С ней связаны большие надежды - к 2060 году Китай хочет стать "углеродно нейтральным". Это значит, что все вредные выбросы китайских заводов в атмосферу будут компенсированы с помощью технологий снижения вреда, перехода на менее токсичные материалы и высадки деревьев.

Однако сейчас центр критикует региональные правительства за то, что они не достигают целей по сокращению выбросов. Пекин давит на местных чиновников с тем, чтобы потребление электричества в их регионах не росло, говорит корреспондент Би-би-си в Пекине Стивен МакДоннелл.

 

Снижение энергопотребления, по данным Nomura Holding и источников Reuters, обусловлено растущим спросом на электроэнергию и резкими скачками цен на уголь и газ, а также жесткими целями Пекина по сокращению выбросов, так называемой программой «чистого неба» сроком на 2022 г. — летнюю Олимпиаду в Пекине.

Северные провинции КНР получают электроэнергию преимущественно от угольных станций, и многие из них превысили свои квоты, которые КомПартия вводит с 2019 года. «Им погрозили пальцем, и немедленным ответом стало то, что они начали ограничивать потребление», - рассказывает аналитик Lantau Group Дэвид Фишман.


Впрочем, это не главная причина, продолжает он: ключевой проблемой стал резкий рост цен на газ и уголь, уже ударивший по Евросоюзу и Британии.

За последний месяц тонна энергетического угля на бирже Чжэнчжоу подорожала на 40%, до 192,4 доллара - нового рекорда за 8 лет. По сравнению с прошлым летом цены взлетели вдвое.

Причиной стало ужесточение национальных экологических стандартов: лицензии многих предприятий по добыче угля истекли, а новые они не могут получить уже около года, поэтому им пришлось остановить работу, рассказал изданию «Чжунсин цзинвэй» источник в угольной отрасли.

Кроме того, сократились поставки импортного угля из-за перебоев при пандемии и карантинных мер на таможне, указывает он.

Но цены на электроэнергию регулируются государством, и станции не в состоянии покрыть свои затраты, объясняет Фишман: «Из-за того, как работают ценовые механизмы, производители электроэнергии были вынуждены получать все меньше и меньше маржи, до тех пор пока смысл работать не потерялся полностью».

На угольные электростанции в период с января по август этого года приходилось около 56,14% из 2,28 млрд киловатт часов выработанной в Китае электроэнергии.

 

С 1 октября Китай более чем в три раза увеличил закупки российской электроэнергии по линии электропередачи (ЛЭП) Амурская — Хэйхэ. Время работы преобразовательной подстанции увеличилось с 5 до 16 часов в сутки, чтобы смягчить проблему с перебоями электроэнергии.

 

Китайские веерные отключения - очередное звено той самой печальной цепи событий, о которой мы пишем в последние недели: в мире не хватает всего, и в первую очередь - энергии. В Европе уже газовый кризис, некому работать, не на чем перевозить товары и негде их хранить. Повсюду падает выпуск автомобилей и электроники из-за повального дефицита микрочипов. Цены растут, а экономика - тормозит. И это только начало.

Новый кризис заварился еще до того, как выдохся предыдущий - ковидный. И это плохие новости для всех, потому что после полутора лет пандемии мир рассчитывал быстро восстановить экономику и наверстать упущенное. Но быстро не получилось.

 

Причины энергетического кризиса в Китае лишь отчасти локальные (расчистка голубого неба над Пекином к зимней Олимпиаде, бойкот австралийского сырья из-за дипломатического конфликта). В остальном они - общемировые: быстрое восстановление производства и потребления после локдаунов, рекордные цены на природный газ в мире и переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии ради борьбы с глобальным потеплением.

Так что совсем скоро энергетический кризис дойдет до остальных стран. В Бразилии засуха и падает генерация ГЭС. Америка и Россия восполняют собственные запасы и отказываются наращивать экспорт. В Европе выдалось безветренное и жаркое лето, а запасы газа в подземных хранилищах рекордно низкие.

И это все еще до того, как в северное полушарие пришла зима и начался отопительный сезон. Так что пока в мире сложились идеальные условия для того, чтобы в ближайшие месяцы газ и свет, а следом и еда, материалы, товары и транспорт продолжили дорожать, бизнес - разоряться, экономика - тормозить, а люди - беднеть.

 

Мир немного оправился от ковида и приготовился наверстать упущенное. Снова в отпуск, снова тратить, нанимать, богатеть. Но не тут-то было. Оказалось, что мировая экономика не готова к бурному росту.

В магазинах пустуют полки, в барах заканчивается пиво, месяцами приходится ждать мебель, машину или холодильник. Бум застал бизнес врасплох. Не хватает всего: сырья и чипов, фур и контейнеровозов, а главное - работников, готовых вернуть экономику к жизни после полутора лет летаргического ковидного сна.

За эти полтора года мир недозаработал триллионы долларов, и ему не терпится вернуться в недавнее прошлое, в котором он богател на 2-3% в год, люди покупали все больше и жили дольше.

Ещё недавно международные организации обещали, что упущенное можно будет в целом наверстать к 2023 году. Тогда мировая экономика выйдет на докризисный уровень, после чего благосостояние населения всех стран мира снова начнет расти, пусть и с разной скоростью.

Но прогнозы разбились о суровую реальность. Мир оказался не готов к восстановлению.

Деньги есть, товаров нет - бизнес просто не успевает их произвести и доставить. Тотальный дефицит сдерживает экономический рост, разгоняет инфляцию и мешает выйти из кризиса всем - и развитому привитому Западу, и развивающимся странам, где со смертностью и вакцинацией по-прежнему неважно.

 

Полтора года пандемии проредили армию работников на планете. Кто-то умер, кто-то не доучился, кто-то пересмотрел жизненные ориентиры. Предложение рабочей силы сократилось.

Спрос на работников тоже уменьшился: за время пандемии были потеряны сотни миллионов рабочих мест, и до сих пор их примерно на 110 млн меньше, чем до ковида. Однако одно другое не компенсирует: потерявший работу дизайнер не всегда готов заменить уехавшую из страны санитарку.

В итоге целые когорты специалистов пополняют ряды безработных или вовсе выбывают из рабочей силы, а целые отрасли, вроде гостиничного бизнеса или транспорта, сталкиваются с дефицитом работников. То есть одновременно сокращаются и доходы населения, и прибыль бизнеса, и налоги, и потребление, и сбережения - экономика тормозит.

 

Исход европейцев оставил Великобританию без водителей, поваров, строителей и живодеров. Заместить их местными работниками оказалось невозможно: британцы не спешат заполнять вакансии дальнобойщиков, не бегут наниматься на стройку или скотобойню.

 

Компании вынуждены повышать зарплаты и выплачивать бонусы: сети супермаркетов Tesco и электроники Dixons Carphone обещают по 1,5 тысячи фунтов тем, кто придет к ним работать водителем, и своим, чтобы не уходили к конкурентам. Amazon платит тысячу фунтов при найме работников в некоторые распределительные центры.

Прекрасно, радуются чиновники, наконец зарплаты вырастут, а с ними благосостояние населения и налоги в казну.

Ничего хорошего, парируют критики - число работников от этого не увеличивается, компании просто перекупают существующих друг у друга. Это - новые затраты на поддержание, а не расширение бизнеса, и вслед за издержками неизбежно вырастут цены, предупреждают они.

Тем более, что помимо рабочей силы бизнесу приходится больше тратиться еще и на сырье, комплектующие, перевозку и складирование.

 

Мало испечь пиццу, снести яйцо или написать книгу - все это нужно упаковать, чтобы продать. А теперь это дорого или недоступно, поскольку вслед за спросом взлетели цены на макулатуру, кукурузный крахмал и прочее сырье, применяемое в упаковке.

И это лишь один пример. Другой, на слуху, - чипы.

Полупроводников недостает до такой степени, что ведущий мировой автопроизводитель Toyota сократил выпуск машин на 40% и закрыл 14 заводов в Японии. На дефицит чипов сетуют все подряд: от американских Ford и GM до китайской Geely и Jaguar Land Rover, британского подразделения индийской Tata Motors.

 

Дело не только в повышенном спросе, но и в перебоях с предложением, поскольку мощности в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, на Тайване и Филиппинах простаивают из-за периодических локдаунов.

Или вот взять хотя бы отделочные работы. У британских спецов квартирного и офисного ремонта есть отраслевая организация, и она жалуется на дефицит всего после ковида. Нет шурупов и гвоздей из-за дефицита стали, алюминий подорожал на 20%, цены на медь бьют рекорды, как и сроки поставки цемента, утеплителя, фанеры и вообще всего, что используется в ремонте.

А все потому, что мир привык к доковидной глобализации, а пандемия изменила все - доставка сырья и комплектующих из Азии стала намного сложнее и дороже.

 

За последний год цены на перевозку контейнера - главной единицы мировой торговли - по самому востребованному в мире маршруту из Китая в США через Тихий Океан взлетели в шесть раз, а в Европу - в десять.

Ситуация усложняется периодическим закрытием китайских портов на карантин по малейшему поводу. Так, в августе власти КНР на две недели опечатали контейнерный порт Нинбо-Чжоушань, входящий в тройку крупнейших в мире, как только там диагностировали первый и единственный случай "Дельта"-варианта коронавируса.

 

Главный итог дефицита, традиционно - рост цен. Он сдерживает восстановление и тем, что подавляет спрос, и тем, что заставляет центробанки и власти сокращать денежное стимулирование экономики за счет дешевых кредитов и казенных субсидий.

Дорожает все, особенно еда. Растут цены на пальмовое масло, кофе, сахар, апельсины, зерно. И это только начало.

"Очень вероятно, что инфляция потребительских цен на продовольствие ускорится в конце 2021 года и в 2022-м", - полагают экономисты Международного валютного фонда.

По их прогнозам, повышение оптовых цен на четверть в 2021 приведет к росту розничных примерно на 5% в ближайшие два года, и еще около 1% к ценам еды в магазинах добавят подорожавшие перевозки.

Подорожание продуктов будет особенно сильным в развивающихся странах, предупреждают они.

Аналитики прогнозируют грядущий «эффект домино», когда весь мир почувствует нехватку товаров — от текстиля до деталей электротехники. 

Хотя Якутия далека от Европы и Китая, ее все равно затронет глобальный кризис, ведь все мы потребляем товары из этих стран и в скором времени ощутим на себе дефицит и повышение цен на продукты и вещи. И против нашего желания мы начнем экономить, считать заработанные и потраченные деньги, бережно относиться к вещам, научимся ремонтировать, сажать огород, быть практичными и бережливыми.   

 

Избранное
  • 8 октября 2021 г., 15:24
    Glavnaya_doruobuya   Пожаловаться

    А можно ли связать энергетический кризис с майнингом? надобы оценить сколько электричества потребляет в среднем 1 видеокарта....по идее знающим людям легко рассчитать сколько намайнили сколько энергии при этом потратили в мировом эквиваленте и перевести это в топливо....

    Мне почему то кажется что от майнинга больше вреда планете чем пользы

  • 8 октября 2021 г., 22:50
    GEOstudent   Пожаловаться

    Ох неспроста китайцы "вдруг" вспомнили про чистое небо)) экономическая война на фоне пандемии

  • 24 ноября 2021 г., 17:40
    Olda   Пожаловаться

    Столько всего сейчас происходит, поэтому нужно держать руку на пульсе и читать, анализировать происходящее в мире и экономике. Особенно, если вы владелец бизнеса или инвестор. Есть в  помощь нам собранная аналитика https://ispace.news/analytics-pro/ и актуальные новости на Медиапортале о финансах. Я стараюсь не пропускать ни одной статьи, тут обновляют материалы и нет ничего лишнего, всё по факту, чтобы быть в курсе всех новостей.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь