home
user-header

                        
                        
Послевкусие
login4yktru 30 января 2021 г., 22:51 661

Бывают такие фильмы с послевкусием. Интересно, что именно во время самого просмотра они особых эмоций не вызывают. Лишь после просмотра остаётся ощущение послевкусия. Оно бывает разным. Например, гнетущим или наоборот освобождающим. Иногда их хочется пересмотреть, но к этому однозначно нужно быть готовым. Это те фильмы, которые оставляют шлейф внутреннего осознания. У меня таких фильмов было всего три. Интересно то, что при повторном просмотре всегда открывается что-то новое. Если что, внутри есть спойлеры. А какие фильмы у вас оставили послевкусие?


1. «Пикник у висячей скалы» (англ. Picnic at Hanging Rock) – австралийский фильм, мистическая драма, вышедшая на экраны в 1975 году, снятая режиссёром Питером Уиром по мотивам одноимённого романа Джоан Линдси (1967). Помимо этого, в 2018 году вышел сериал с одноимённым названием. Сериал, по моему мнению, получился однозначно хуже. 

В 1900 году, в День Святого Валентина, группа австралийских школьниц во главе с двумя учительницами отправляются на пикник в район Висячей скалы, местной достопримечательности. Затем четверо девочек поднимаются на скалу, с целью провести некоторые исследования, ведь им необходимо написать сочинение по приезду. После чего три из них куда-то исчезают, а одна в ужасе бежит обратно. Помимо этого, также исчезает и одна из учительниц. Одну из пропавших девочек в конечном итоге найдут живой и почти невредимой. А вот что произошло с двумя другими девочками и их учительницей математики так и остаётся загадкой. На самом деле в фильме много слоёв, начиная от исторического и заканчивая психологическим. Можно найти множество смыслов, а пересмотрев, можно найти ещё и ещё.  

 

Что меня заинтересовало? Прежде всего, почему исчезли именно эти персонажи, а некоторые вернулись. Именно ответ на этот вопрос и оставил у меня послевкусие. Потому что они должны были исчезнуть. Это было бы правильно. Их забрала скала, так как они не от мира сего. Как было сказано про одну из них:

 

Миранда – ангел Боттичелли.  

 

Идёт ли речь об одноимённой картине итальянского живописца или о том, что главной героине, Миранде, не место на земле – остаётся неизвестным. Но факт для меня остаётся фактом. Исчезнувшие персонажи – те, кому не место среди нас. Они достойны небес, а те, кто вернулся – персонажи земные. Интересно, что через 20 лет после смерти автора книги Джоан Линдси, её литературным агентом была выпущена недостающая глава, где рассказывается о том, что же с ними произошло. Однако, подлинность авторства этой главы подтвердить не удалось. Я бы назвал это послевкусием освобождения (спасения).

 

2. «Гадкие лебеди» – совместный российско-французский кинофильм 2006 года, режиссёра Константина Лопушанского, снятый по мотивам одноимённой фантастико-философской повести братьев Стругацких

Город-призрак с интернатом для одаренных детей. Здесь подрастает племя молодое и пугающе странное, чьими учителями являются существа «мокрецы» – то ли мутанты, то ли пришельцы. Беспричинное изменение климата, происходящее в городе, напоминающее вселенский потоп. Естественно, вокруг вьются бесчисленные комиссии, изучающие эту аномалию, спецслужбы и спецагенты. Герой фильма, писатель Виктор Банев вынужден вести собственное расследование этой ситуации: среди детей интерната находится его дочь. Он включается в борьбу не только за судьбу конкретных детей и своей дочери, но и за ту форму Будущего, которое выберет человечество.

 

Я бы назвал этот фильм послевкусием тоски (ностальгии) по тому, чего никогда не было или не будет. Что мне сразу бросилось в глаза? Конечно же, постоянно идущий дождь. Изолированный город. Интернат для одарённых детей. В совокупности это создаёт атмосферу по образу фильмов Тарковского, ассистентом которого был режиссёр «Гадких лебедей». Совершенно типичное для фильмов Андрея Арсеньевича медитативное начало – медленно едущий поезд, на фоне горящих лесов. Но что на самом деле меня заинтересовало, так эта борьба детей и их учителей за независимость своего мышления, которое в конечном итоге всё-таки побеждает пресловутая «система». Мокрецов уничтожают, детей отправляют на лечение в психиатрическую больницу полувоенного типа. Лечение, помимо прочего, заключается в просмотре телевизора и разного рода дебильных шоу. Думаю, что любой учитель, который прививает детям независимость и рациональность суждений, в конечном итоге оказывается противником «системы». Такие учителя в школах долго работать не могут, просто ломаются, постоянно разрываясь между правдой и ложью. Конец фильма визуально и с соответствующим музыкальным оформлением, раскрывает одну из ключевых цитат, проскальзывающую в диалоге Банева и доктора Голембы:

 

Не хочешь – не заболеешь. В этом вся штука. Нужна тоска. Такая тоска, чтобы нестерпимо жгло, чтобы тянуло куда-то, к какой-то другой жизни, к другим целям, другим мирам, не знаю. У меня это было, но давно прошло... я опоздал.

 

3. «Портрет девушки в огне» (фр. Portrait de la jeune fille en feu) – французская драма режиссёра Селин Сьяммы, вышедшая на экраны в 2019 году. Обладатель приза за лучший сценарий и «квир-пальмы» Каннского кинофестиваля. 

Франция, 1760-е годы. Молодая художница Марианна прибывает на небольшой остров в Бретани, чтобы нарисовать портрет Элоиз – девушки, которую готовят к свадьбе с незнакомым ей итальянцем. Марианну наняла мать Элоиз, которая считает, что свадьбе должна предшествовать отправка портрета дочери её будущему мужу в Милан. Элоиз не готовилась к браку и не хочет его. Из-за этого она не намерена позировать, и ранее нанятый живописец не смог закончить работу. Марианне приходится скрывать причину приезда, и она может делать портрет только по памяти, прогуливаясь вместе с Элоиз. Постепенно между ними возникает связь.

Большую роль в фильме играет классический античный сюжет – миф об Орфее и Эвридике в изложении древнеримского поэта Овидия: девушки читают и обсуждают его «Метаморфозы», а книга появляется в кадре.

 

Что меня цепляет в этом фильме? Необычная история рождения настоящих чувств. Ведь Элоиз никогда не испытывала подобного, но её уже хотят выдать замуж за того, кого она не любит. В сущности, права женщин в те времена были угнетены, следовательно для них единственным вариантом праведной жизни было выйти как можно раньше замуж. Сюжет драмы развивается неспешно, а конец фильма оставляет всё же крайне гнетущее послевкусие. Прежде всего, потому что вспыхнувшая любовь завершилась не по желанию главных героинь, хоть и оставила след в их сердце.

Избранное
  • 30 января 2021 г., 23:10
    pons   Пожаловаться

    Хм, как-то не случалось, что фильм не вызывает эмоций, а после просмотра вызывает. Скучные фильмы обычно дропаю не досмотрев. 

    • Автор
      30 января 2021 г., 23:13
      login4yktru   Пожаловаться

      pons, ну я просто по профессии вынужден заниматься самоанализом. Так что вначале посмотрел, а потом думаешь целый день...

  • 31 января 2021 г., 00:30
    karapot   Пожаловаться

    Соглашусь, первый фильм оставляет неоднозначное послевкусие, хочется пересмотреть и понять. Атмосфера кошмарного сна в жаркий день, уж не знаю, как режиссер смог ее передать. Похожие ощущения, как после сна, у меня были от фильмов Германа-старшего. Он их так и снимал, как сон, как реальность, которую мы никогда не осознаем полностью, пока проживаем ее. Лишь спустя время можно что-то понять, хотя с учетом того, что воспоминания со временем разрушаются, ни черта мы не понимаем в этой жизни. Впрочем, к просмотру не рекомендую. Многим его фильмы кажутся грязными, тяжелыми, гнетущими. Радиоактивными.

  • 6 февраля 2021 г., 01:56
    Испанка   Пожаловаться

    Кстати, да. Фильм я"Вне себя", обычно я такие вещи с погонями, стрелялками не смотрю, но меня зацепил сюжет. Так вот,после этого фильма меня долго не покидало чувство тревоги. Очень странное такое чувство, что это и правда может быть, что люди ничто, что можно будет воровать чужие тела так просто. Конечно, это фантастика. Но, часто описанные вещи писателями- фантастами превращались из книжных вполне себе реальных . Сейчас подумаете, что я сумасшедшая. Но, вот такой фильм заставил меня долгое время думать о таких вещах. Второй раз смотреть пока не хочу.

    А фильм вот о чем:

    "Один ученый нашел способ победить смерть с помощью имплантации своего сознания в молодое тело, созданное методом генной инженерии. Операция эта дорогостоящая и проводится подпольно, а поэтому доступна лишь ограниченному кругу лиц. Умирающий пожилой бизнесмен решается на это и получает возможность прожить еще одну жизнь. Однако когда ему приоткрывается тайна происхождения нового тела, за ним начинает охоту секретная организация, которая не остановится ни перед чем, чтобы защитить свои интересы"

  • 6 февраля 2021 г., 01:59
    Испанка   Пожаловаться

    А эти фильмы я, к сожалению, не смотрела. Хотя, последний меня заинтересовал)

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь