home
user-header

                        
                        
О Гаршине
login4yktru 2 февраля 2021 г., 23:24 1109

В подростковом возрасте у меня был любимый писатель – Всеволод Михайлович Гаршин. Родился он 2 (14) февраля 1855 года в посёлке Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Сейчас это территория современной Украины, где в селе Переездное есть мемориальный музей его имени. В день рождения Гаршина в школе каждый год происходят Гаршининские литературно-педагогические чтения. 

Гаршины – старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде: отец, Михаил Егорович Гаршин (1817-1870), был офицером. Мать Гаршина, Екатерина Степановна (рожд. Акимова; 1828-1897) «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был П.В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдёт мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.


Всеволод Гаршин – гимназист

 

С 1864 года учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии. В 1868 году она была преобразована в реальную гимназию, а в 1872 году – в 1-е реальное училище. В 1874 году он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт, который не окончил. Занятия прервала война с Османской империей: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу. В ходе войны был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку.

Ему пришлось полежать в госпитале для освидетельствования, там он подружился с курсисткой-практиканткой Надеждой Золотиловой, будущим врачом, на которой он женился в 1883 году. В счастливом браке он прожил с ней 5 лет. Но не смог обрести счастье в жизни...

Всеволод Михайлович Гаршин и Надежда Михайловна Золотилова

 

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

 

«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов – «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его – и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обречённой. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Как-то Гаршин во время очередного нервного расстройства отправился к Толстому в Ясную Поляну. С Толстым разговор вполне удался: Лев Николаевич услышал созвучные ему мысли о том, что мир пронизан насилием, что войны отвратительны; он говорил, что счастье наступит тогда, когда каждый откажется от насилия и склонит к тому же других людей. Гаршин воспринял сочувствие Толстого как одобрение его плана добиться всемирного счастья людей. Наутро он купил у крестьянина лошадь и отправился по Тульской губернии проповедовать любовь и прощение как способ уничтожить зло.

 

Затем он собрался к родным в Харьков, но не доехал. Его стали искать, заявили в полицию; младший брат нашёл его, совершенно больного, у какого-то орловского помещика. Гаршина привезли в Харьков. Он сердился на окружающих, считавших его помешанным; ему казалось, что с ним всё прекрасно. Настроение отличное, он работал над новой повестью, «Люди и война». Из Харькова он скоро уехал, и родные нашли его в орловской лечебнице для душевнобольных, связанного. В Харьков его пришлось везти тоже связанным, в отдельном купе: его отвезли на Сабурову дачу – в психиатрическую больницу. Её атмосферу Гаршин описал в знаменитом рассказе «Красный цветок». 

 

Он попросил невесту, Надежду Золотилову, приехать к нему в Харьков. Она приехала, но состояние его было так плохо, что её к нему не пустили. Осенью 1880 года его выписали из клиники и отправили долечиваться в Петербург. Маниакальное возбуждение сменилось депрессивной фазой: Гаршин был печален, работать не мог, часто плакал. С невестой почти не разговаривал, она решила, что он её разлюбил. Дядя Гаршина, Владимир Акимов, забрал его к себе в деревню Ефимовку, где писатель провёл полтора года. Здесь он почувствовал себя лучше – во всяком случае, в нём пробудился интерес к жизни. За эти полтора года он написал только крошечный рассказ. Родные спрашивали, когда же он снова начнёт писать. Расспросы эти были для него мучительны: он боялся, что работоспособность к нему вовсе не вернётся, он не понимал, чем будет зарабатывать на жизнь.

 

Вообще, Гаршин очень любил свою супругу и был крайне подавлен тем, что его мать не смогла найти с ней общий язык. Так описывает его состояние Репин:

 

В последний раз я встретил Гаршина за неделю до катастрофы в Гостином дворе. Мне захотелось побродить с ним. Он был особенно грустен, убит и расстроен. Чтобы отвлечь мой упорный взгляд, обращённый на него, Гаршин сначала пытался шутить, затем стал вздыхать, и страдание, глубокое страдание изобразилось на его красивом, но сильно потемневшем за это время лице.

 

– Что с вами, дорогой Всеволод Михайлович, – сорвалось у меня, и я увидел, что он не мог сдержать слёз... Он ими захлебнулся и, отвернувшись, платком приводил в порядок лицо.

– ...Ведь главное, нет, нет, этого даже я в своих мыслях повторить не могу! Как она оскорбила Надежду Михайловну! О, да вы ещё не знаете и никогда не узнаете... Ведь она прокляла меня!

 

Как потерянный, слушал я эти слова, ничего не понимая в них. И здесь уже, признаюсь, я был благоразумен, я не расспрашивал: ни – о ком он говорил, ни – о чём.

 

Бродили мы часа два, всё больше молча. Потом Гаршин вспомнил, что ему очень необходимо поспешить по делу, и мы расстались... навеки...

 

Надежда Михайловна Золотилова

 

Кстати, Гаршин был одним из натурщиков для известной картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» русского художника Ильи Репина (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»), написанная им в 1883-1885 годы. Изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в сильном гневе нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Для создания образа царевича Репин привлёк писателя В.М. Гаршина и художника В.К. Менка.

Кроме того, считается, что на картине Репина «Не ждали», написанной им в 1884-1888 годах, в лице входящего мужчины также изображён Всеволод Гаршин.

Весной 1882 года он вернулся в Петербург, возобновил отношения с невестой, стал хлопотать об издании книги. Мать Гаршина написала Тургеневу в Париж с просьбой о предисловии для этой книги. Тургенев согласился: он очень ценил талант молодого писателя и даже называл Гаршина своим литературным наследником. Он собирался на лето в Россию и позвал Гаршина к себе в Спасское-Лутовиново. Это лето было для Гаршина спокойным и безмятежным, в имении Тургенева он написал один из лучших своих рассказов: «Из воспоминаний рядового Иванова» – историю ушедшего на войну интеллигента, который, по выражению В. Порудоминского, «по-толстовски кротко примирился с фатальной неизбежностью кровавой бойни, но не смог примириться с тем, что офицеры бьют по лицу солдат».

«Портрет Всеволода Михайловича Гаршина», Илья Репин, 1884

 

Весной 1888 года, предвидя ухудшение своего состояния, Гаршин стал собираться в Кисловодск, но... Накануне отъезда он бросился в лестничный пролёт своего дома. Высота была небольшой; он упал на большую печь, попал ногой в щель между печью и стеной, не разбился, а только сломал ногу. Некоторые современные врачи считают, что, возможно, осталась незамеченной травма головы – иначе трудно объяснить то, что случилось потом. Жена нашла Гаршина в подъезде, позвала на помощь. Его отвезли в больницу, там он потерял сознание и через несколько дней умер, не приходя в себя. Умирающего писателя спросили, больно ли ему. На что он ответил: «Что значит эта боль в сравнении с тем, что здесь», – и показал на сердце...

 

На похороны его собралась, кажется, вся столичная интеллигенция. Гроб несли на руках. Над могилой читали стихи и произносили речи. Очень скоро для одних Гаршин стал символической жертвой мрачной эпохи, для других – жертвой безумия, безвременно сгубившего талант. Но здесь невозможно никакое «или – или»; как Блок позднее сказал о героине своей «Железной дороги» – «любовью, грязью иль колесами она раздавлена – всё больно» – так и Гаршин, что бы его ни раздавило, умер от боли. От своей способности остро чувствовать любую человеческую боль – и откликаться на неё собственной болью, с которой ни сам он не умел справиться, ни искусство, ни наука.

 

Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга. 

«Без него нам стыдно жить!...» – заключил поэт Минский своё стихотворение на свежей могиле В.М. Гаршина.

Сейчас у меня есть несколько особо ценных книг. Книга В.И. Порудоминского «Грустный солдат» (1986), где рассказано о биографии Гаршина, его семье и письма разным людям. У меня была ещё одна такая же. Её я отдал в библиотеку Белинского. Есть бюллетень Санкт-Петербургского дворянского собрания (2006), где также есть очерк о Гаршине и фотография его супруги Надежды Золотиловой. Также есть книга 1954 года, с сочинениями Гаршина. На форзаце написано ручкой «Симоне от Бори 17.X 1954» и фотокарточка Гаршина XIX века, сделанная в фотоателье Везенберг И Ко, Вознесенскiй Пр. домъ №26/30.

 

В подростковом возрасте я постоянно перечитывал его рассказы и повести. Больше всего мне нравилась повесть «Надежда Николаевна». Острые переживания социальной несправедливости, сильные чувства, желание спасти женщину из ада, в который она попала. Вообще неразрешимые проблемы являются для Гаршина основной темой его творчества. Они приводят либо к самоубийству, либо к отказу от всего материального и служению чистым идеалам. 

 

Повесть написана и впервые опубликована в 1885 году в журнале «Русская мысль»:

 

Гаршин обнаруживает исключительно бережное отношение к женщине, независимо от её социального статуса. Писатель верил в изначальную нравственную чистоту русской женщины и до конца своих дней испытывал не только чувство жалости, но и мучительного стыда, жгучей вины перед несчастными жертвами обстоятельств. Эти же чувства он заставляет пережить героя своей повести Андрея Лопатина. Гордая, мыслящая женщина с изломанной судьбой – Надежда Николаевна достойна того, по мнению автора, чтобы быть счастливой. Гаршин показывает, что никакое падение не окончательно. Возрождение всегда возможно, если человек найдёт в себе Человека.

 

Из писем В.М. Гаршина к супруге Н.М. Золотиловой
 

Н.М. Золотиловой

<Сентябрь - октябрь 1882 г.

Петербург>

 

Надюшка, милая, прости, что раньше не написал. Я немножко нездоров, а сегодня, как на зло, надо бежать по разным местам, заставляют разные финансовые и иные соображения. Увидимся ли завтра? Я приду часов в семь. М. б. буду у тебя переписывать свою пачкотню. Можно? А ты можешь изучать сифилидологию. В этих поэтических занятиях и проведём время.

 

Впрочем, вру: мне переписать всего-то надо стр. две печатных. Вчера был у Мишки. Скверно. Как выражался мой отец, «ужасно пахнет семейным счастием». Жена рохля, ребенок толстый и пискун и сам Мишка какой-то тюлень. Мы с тобой никогда такими не будем.

 

Н.М. Золотиловой

<24 октября 1882 г.>

 

Надик, милый, ждал тебя до половины первого с 11. Вчера послал тебе письмо к Н<арвской> Заставе и потом уже, встретив профессора, узнал от него, что там дифтерит. Бываешь ли ты там? Я очень боялся за тебя, пока не узнал от Кир. Ив., что ты благополучна. Сегодня вечером между 8 и 9 я приду, а м. б. немножечко и пораньше. Если тебе нужно куда-нибудь уйти, не стесняйся, но только непременно оставь мне записочку о себе. До свиданья, голубушка моя.

 

Н.М. Золотиловой

<9 ноября 1882 г. Петербург>

 

Надюша, если будет можно, то завтра я прибегу, чтобы вместе идти в театр. Если же я не приду до 6 3/4 часов, то поезжай прямо в театр. Прости, голубчик, что тащу тебя в презренный балкон; утром мест за креслами не продают, а только с 12 часов. До свиданья, милый мой.

 

P. S. Рад бы был прийти вчера (т. е. скорее сегодня, 9 ноября), да такая у меня случилась глупая история с Полонскими и с Таней. Не пошел в воскресенье в Пушк<инский> кр<ужок> и из-за этого разведено бог знает что такое, что – расскажу после. Сейчас (9 ч.) нужно идти к Полонским извиняться перед Ж<озефиной> А<нтоновной>. А если не пойду – то разрыв.

 

Хотел послать это письмо, да пришел сам, потому что захотелось посмотреть хоть минутку. Ждать не могу, голубушка моя, милая, право никак.

 

Взял старый конвертишко, потому что другого не было.

Избранное
  • 3 февраля 2021 г., 00:33
    Detmar   Пожаловаться

    Да читал его сборник.Помню военные рассказы, про пальму и лягушку-путешественницу

  • 4 февраля 2021 г., 12:50
    Лотанариэ   Пожаловаться

    Очень интересно. Не помню такую фамилию Гаршин, но по описаниям рассказов подозреваю, что в детстве читала некоторые из них. Про пальму точно читала и другие рассказы кажутся знакомыми. Захотелось снова познакомиться с его творчеством.

    • Автор
      4 февраля 2021 г., 15:38
      login4yktru   Пожаловаться

      Лотанариэ, так жалко, что сейчас не пишут таких писем как раньше. Милая, голубушка...

      • 4 февраля 2021 г., 16:26
        Лотанариэ   Пожаловаться

        login4yktru, да, письма очень трогательные. Мне кажется, что он не специально прыгнул с пролета, а случайно упал. Самоубийство для верующих людей считается грехом. А умер скорее всего из-за внутреннего кровоизлияния в мозг. Тогда не было томографов да и наверно не умели ставить такие диагнозы. Даже сейчас не всегда успевают спасти людей с такими травмами. Помню, Наташа Ричардсон (моя любимая актриса) тоже умерла от такой травмы после падения на горнолыжном курорте. Тоже не успели поставить правильный диагноз.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь