home
user-header

                        
                        
Экспертиза некачественной продукции/товаров
12 января 2010 г., 17:29 в Пользуха.ру 7628

Приобретая товар в магазине, мы предполагаем, что будем пользоваться им согласно инструкции. Но нередко бывает так, что новый, из упаковки товар не оправдывает наших надежд, и зачастую потребителю приходится доказывать, что не его вина в этом.

Товароведческая экспертиза – АНО «Союзэкспертиза», г. Якутск, ул. Крупской, 19, телефон: 32-19-66;

Исследования радиоэлектронных, электротехнических и электромеханических устройств бытового назначения - ГУ «Якутская Лаборатория Судебной Экпертизы» МЮ РФ, г. Якутск, ул. Автодорожная, 3, телефон: 35-74-24;

Экспертиза продуктов питания – Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)», г. Якутск, ул. Петра Алексеева, 60/2, телефон: 43-42-69, 43-42-60;

В каких случаях проводится экспертиза?

Если в период пользования потребитель обнаружил недостатки в товаре, он имеет право обратиться туда, где приобрел данный товар, если считает, что порча произошла по причине изначально некачественного производства.

Перед экспертизой осуществляется проверка на наличие недостатка товара, который обычно явно себя выдает. На этом этапе продавец может согласиться и устранить недостатки за свой счет (гарантийное сервисное обслуживание), обменять товар на качественный, вернуть деньги или сделать скидку, причем сам потребитель имеет право выбрать на свое усмотрение, какой из способов ему больше подходит.

Причин возникновения недостатков товара или продукции может быть множество: производственный брак – явный или скрытый, неправильная транспортировка, нарушены условия хранения в магазине или на складе, порча по вине потребителя. Если при возникновении недостатков товара между продавцом и потребителем возникает спор о причинах возникновения данных недостатков, в этом случае и проводится экспертиза.

В случае если проверка не выявит недостатка товара, для проведения экспертизы нет оснований, поскольку нет и спора о причине возникновения этого невыявленного недостатка.

Если вы не согласны с выводом проверки (скажем, она гласит: «виноваты сами», а вы уверены в заводских недостатках товара), то имеете право потребовать проведения независимой экспертизы, ссылаясь на тот же п. 5 ст. 18 Закона. В период гарантии ее обязан организовать и оплатить продавец.

Экспертизу, проводимую продавцом или изготовителем в рамках исполнения обязанностей, следует отличать от экспертизы, проводимой в рамках судебного процесса, проведение последней экспертизы регулируется процессуальными нормами, а для первой существуют только минимальные правила, содержащиеся в статье 18 Закона «О защите прав потребителей».

В законе четко прописаны следующие понятия:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В данной ситуации необходимо написать заявление о проведении экспертизы на имя директора (руководителя, индивидуального предпринимателя). Если, данная формулировка указана в экспертном заключении, то Вы имеете право обжаловать его в суде.

Срок проведения экспертизы – 20 дней.

Самостоятельная экспертиза

Нередко бывают случаи, когда продавец и вовсе открещивается от товара. В этой ситуации покупатель может сам инициировать экспретизу и оплатить ее. Впоследствии заключения по таким экспертизам прилагаются к исковым заявлениям, содержащим требования как обязать продавца или изготовителя удовлетворить основные требования истца, предусмотренные законом, так и требование компенсировать расходы на проведение потребителем экспертизы, как убытки, понесенные ими в связи с отказом в удовлетворении их законных требований.

В тех случаях, когда недостаток был обнаружен в пределах гарантийного срока, суды в последнее время все чаще стали обоснованно отказывать в удовлетворении подобных требований даже тогда, когда удовлетворяют основные требования.

Для восстановления права потребителя на удовлетворение его требований, предусмотренных статьей 18 Закона, когда недостаток обнаружен в пределах гарантийного срока, требуется только подача искового заявления в суд, далее уже ответчик по этому иску будет доказывать, что недостаток возник по вине потребителя. Следовательно, поскольку расходы на проведение каких-либо экспертиз не являются обязательными, они не могут быть признаны убытками, а значит, они и не должны компенсироваться.

Обязанность продавца принять меры по устранению недостатков или проведению экспертизы возникает только тогда, когда ему было предъявлено это требование. Если покупатель, обнаружив недостаток, самостоятельно провел экспертизу, не уведомив об этом продавца, суд может отклонить требование оплатить экспертизу, даже если причины возникновения недостатков были установлены как вина продавца или изготовителя.

В любом случае, лучше сначала предъявить свои законные требования продавцу.

Врезка

Право требовать возмещения расходов на проведение экспертизы продавцом или изготовителем возникает только в том случае, если между ними и потребителем возник спор относительно причин возникновения недостатка. Под спором следует понимать не просто недовольство потребителя результатами проверки, а однозначное выражение намерения добиться удовлетворения заявленного требования. Кроме того, если продавец или изготовитель проведет экспертизу по собственной инициативе (либо одновременно с проверкой, либо в ее рамках, либо без получения от потребителя возражений относительно результатов проверки), право требовать от потребителя возмещения расходов на ее проведение также не возникает, поскольку такая экспертиза проведена в нарушение требований Закона «О защите прав потребителей» и не может считаться экспертизой, проведенной на основании статьи 18 Закона.

Экспертиза не оправдала ожиданий

Конечно, случаи «прикормленности» экспертных организаций встречаются - злоупотребления, как известно, бывают везде. Однако чаще «сговор» магазинов с экспертами практикуется при исследованиях бытовой техники. Порой, единственная возможность предупредить нечестную экспертизу - личное присутствие покупателя. Кроме того, нужно обращать внимание на акт описания товара при его приемке экспертами. Бывает, что в этот акт намеренно вписывают несуществующие повреждения, которые затем воплощают в жизнь и сваливают на покупателя: мол, вы сами товар испортили.

Если вызовет сомнения заключение экспертизы (чего греха таить - коррупция у нас вездесуща), то и его можно оспорить. Закон предусматривает, что это делается через суд: по ходатайству истца-потребителя назначается судебная экспертиза.

На практике нередко срабатывает и «досудебный вариант»: не доверяя экспертизе продавца, покупатель сдает товар на новую экспертизу. Если результаты такой экспертизы выявят недостатки, за которые отвечают производитель и продавец, то магазин может согласиться выполнить требования покупателя. Для этого надо убедительно пояснить продавцу, что судебный процесс обойдется ему дороже: придется не только удовлетворять претензию покупателя, но и оплачивать штраф, неустойку, расходы потребителя на юрпомощь.

Так же потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара, и в случае несогласия с ее результатами,оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Нарушение права потребителя на участие в проведении экспертизы в целом не имеет существенных правовых последствий, но может повлиять на процесс доказывания тех или иных обстоятельств, связанных как с наличием недостатка, так и с причинами его возникновения.

Если и правда «сам виноват»?

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

#Официоз

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь