home
user-header

                        
                        
Проклятие Якутии, или вопрос сведущим людям
27 мая 2020 г., 18:48 в Author.Ykt.Ru 8042

 

 Дозрел сегодня для этого поста. И скорее всего, благодаря одной статье, которая вышла сегодня на news.ykt.ru и на которую я сошлюсь чуть позже.


 

 

 

Известно, что наши предки испокон веков относились к природе как единому живому организму. Безусловно, этот факт не мог не отразиться и в языке. Так, склон горы по-якутски –  это «хайа сирэйэ», т.е.  дословно «лицо» горы, обратная сторона горы (леса) – «хайа (тыа) кэтэҕэ» –  «затылок» горы (леса), родник  – «сир тымыра», т.е. «кровеносный сосуд» земли, русло реки –  «үрэх сүнньэ», т.е. «спинной мозг» реки, верховье реки – «үрэх баһа», т.е. «голова» реки, глубокое место в озере – «күөл хараҕа»,  т. е.  «глаз» озера, озерный залив – «күөл атаҕа» – «нога» озера и т.д. 

 

И мне, как любому нормальному человеку, человеку местному, тяжело видеть, как «благодаря» горнодобывающей промышленности безвозвратно изничтожаются русла многих рек и ручьев, перекапываются тысячи гектаров земли. Для примера, посмотрите на спутниковые снимки рек в промышленных районах — и вы все поймете, хотя думаю, и так все всё прекрасно знают. 

 

 Русло реки Андыгачан

 

 Русло реки Нера

 

 

  Русло реки Нера

  Русло реки Тарын

 

 

При этом очевидно, что это лишь верхушка айсберга. Ведь до сих пор нельзя дать даже примерную оценку того, сколько загрязнителей, в т. ч. токсичных, ежегодно сливается в бассейны наших рек!

 

Я не буду сейчас распыляться на всю Якутию, и возьму для примера только один из промышленных районов - Оймяконский. Начиная с конца 1930-х гг. в Оймяконье стало добываться золото. Благодаря этому за небольшой промежуток времени на территории улуса выросли благоустроенные поселки, на которых было любо-дорого смотреть. Чего стоила одна Усть-Нера!  В 1970-80-е гг. даже Якутск выглядел по сравнению с ней деревней. Кстати, в погоне за золотом пришлось даже переселить целое якутское село (имеется в виду с. Тарын, пост о котором находится здесь). Но, справедливости ради, надо отметить, что золотодобытчики тогда взяли переселенцев под свое шефство, полностью обеспечили колхоз техникой, помогали везде и во всем.

 

Из книги В. Никонова (2006):

 

«…Усть-Нера — форпост цивилизации среди холодных скал. Здесь в окружении гранитных гольцов высотой за две тысячи метров во времена расцвета золотодобычи было создано многое из того, что необходимо для нормальной жизни — школы, кинотеатры, прекрасный спортивный комплекс, любительский театр, цирковая студия, молодежный центр, две конкурирующие между собой телестудии; на склоне Нельканского хребта построена вполне приличная горнолыжная база. Когда-то Усть-Нера магнитом затягивала на много лет неординарных людей, представляя собой маленький северный Брайтон Бич для внутренней эмиграции от скучной и пресной жизни в умеренных широтах. Без небоскребов и с шестидесятиградусными морозами зимой…»

 

 

А вот после кризиса 1990-х гг. все пошло не так как надо. Десятки населенных пунктов в районе закрылись, а Усть-Нера же сохранилась лишь потому, что являлась районным центром, хотя от былой красоты мало что осталось…

 

 

 

Но с тех пор прошло немало времени. После недолгой паузы добыча золота снова стала актуальной. На смену практически ручному труду пришло новое оборудование, техника, химикаты. Существенно начали расти объемы добычи. Так, если за все годы войны на полюсе холода было добыто около 4 т драгметаллов, то в период с 2009 по 2016 гг. (по данным министерства промышленности РС (Я)) - 64,1 т золота (подчеркиваю, это без учета других полезных ископаемых!).

 

 

Теперь давайте попробуем прикинуть, сколько это в деньгах (я не специалист в этом деле, могу ошибаться, и если это так, буду признателен за поправки). Итак, согласно сегодняшней новости 2 кг золота по котировке Центрального банка стоит 5 млн. руб. 

 

Небольшие манипуляции с калькулятором – и вот, получается, что стоимость всего золота, добытого в период с 2009 по 2016 гг. составляет по самым скромным подсчетам не менее 160 млд. рублей

 

Если даже львиная доля от этой суммы идет на покрытие каких-либо расходов, все равно очевидно, что оставшаяся часть будет немалой. 

 

Таким образом, возникают резонные вопросы. Почему промышленность не занимается рекультивацией загаженных территорий, не говоря уже о том, что почти не обеспечивает рабочими местами местное население, не выделяет дополнительные средства для развития муниципалитетов? И кто должен нести за все это ответственность?
 

Бывший аэропорт Оймякон (фото 2016 г.)

 Колымская трасса. Оймяконский район. 2016 г. Очевидно, что нынче подобное повторится. Кому интересно, отдельные посты о трассе ГУЛАГа имеются тут (2014 г.) и здесь (2016 г.).

 

 

 

 

 

Избранное
  • 27 мая 2020 г., 19:40
    gklimgot   Пожаловаться

    Что имеем — не хранимпотерявши — плачем

  • 27 мая 2020 г., 20:48
    sirdiksanaa   Пожаловаться

    Даже сами постоянные жители не знают, что творится за «их домом», потому что наша земля в собственности [понятно кого].

    Нет прямого контроля местной власти и местных жителей, коренного народа над своими землями, а у добывающих предприятий нет социальной и экологической ответственности перед арендованной землей и местными жителями.

    До тех пор пока мы будем делать вид, что ничего не замечаем, к сожалению, ничего не изменится ...

    А то, что промышленные компании в виде «подачек» строят церкви, что то финансируют раз в год, на фоне их дохода - копейки .

    Тем временем в центральная больница находится в плачевном состоянии, дороги развалены, соц объектов не хватает , ведутся оптимизационные работы в сфере образования, здравоохранения

    • Автор
      27 мая 2020 г., 21:16
      sachaja   Пожаловаться

      sirdiksanaa, согласен на все сто

    • 28 мая 2020 г., 00:47
      tylen   Пожаловаться

      sirdiksanaa, абсолютно верно

    • 28 мая 2020 г., 05:48
      Goodwinn   Пожаловаться

      sirdiksanaa, я вот смотрю на шизофрению российской власти в стремлении во что бы то ни было провести парад победы, и думаю, что было бы, если бы Россию завоевала какая нибудь другая страна? Что мы выиграли отдав жизни миллионов наших предков? Ради чего они погибли?

      Неужели ради этой шайки которая теперь разграбила страну?

      Шайка остервенело кричит о героическом поведении предков, но предки, они то воевали и погибали с мыслью о том, что отдают свою жизнь ради счастья потомков и ради процветания родины. А оказалось что всё было напрасно. Родина всё равно оказалась в оккупации и стала сырьевым придатком того же запада, и всё это под патриотические вопли с трибун кремля. Несчастная наша страна, эти ресурсы действительно проклятие для нашего народа. Лучше бы их не было, никому мы были бы не нужны никто не эксплуатировал бы народ и землю. Нашли бы чем заработать на хлеб. Нашли же другие народы, и живут лучше нас, а нас все время используют и землю нашу поганят. И вопят при этом о каком о патриотизме. Российский Патриотизм это худшее что с нами случилось.

      • Goodwinn, В день Победы полицаи даже ветерана не пустили цветы положить.Ужасно же.Бедные ветераны.а сколько погибло,и получается воевали за светлое будущее детей .внуков а сейчас нам грозит вакцинация и чипирование.Это уже совсем не до шуток.Я раньше не верила.когда говорили об этом а после фильма Никиты Михалкова поверила.и как то не по себе стало. К 2024 году школы будут на дистанционном обучении(чтоб дураки были,дураками лучше управлять).А народ всё спит...

  • 27 мая 2020 г., 20:48
    ykkola   Пожаловаться

    А теперь посчитай сколько денег переведенно в республику?так сказать сведи дебед с кредитом.

  • 27 мая 2020 г., 20:51
    xeno0   Пожаловаться

    у тебя нет прав в этой стране, равно как и имущества.

  • 27 мая 2020 г., 21:08
    caxa-mmm   Пожаловаться

    Наша земля уже не наше, все куплено и распродано. Как говорят после нас хоть потоп!

  • 27 мая 2020 г., 21:16
    FDC   Пожаловаться

    Плачем ли, получая деньги?

    Живем на средства от продажи того же золота и тут же сетуем на порчу земли. 

    Давай отказываться от добычи или перестать кривить душой

  • 27 мая 2020 г., 21:34
    kasta82   Пожаловаться

    Потому что якутский край со времён российской империи считался колонией- каторгой . Соответственно отношения к краю такое.

  • 27 мая 2020 г., 21:46
    Zavmir   Пожаловаться

    Первым делом хочется сказать вам, что золотодобывающая компания - это частное предприятие. Например, "Полюс Золото" принадлежит миллиардеру-кавказцу Сулейману Керимову и его семье. Думаете, он вообще знает про наши проблемы? Или даже если бы знал, сделал бы что-нибудь? Восстановление природы - стоит немалых денег, а миллиардеры, как известно, считают каждую копейку. С чего ему об этом думать и волноваться? Он предприниматель и все его действия исходят из рассчета выгодно/не выгодно. Вот и думайте.

    • Автор
      27 мая 2020 г., 22:15
      sachaja   Пожаловаться

      Zavmir, вот она, беда современной России: как сахар есть - так два куска, как...(в общем продолжать не буду). К сожалению, у нас все избирательно. Вот какой-нибудь селянин без лицензии добудет рыбу для личного потребления, его трясти будут как рецидивиста, но в это же время никто не обратит особого внимания на гораздо вредоносные экологические преступления. С одной стороны, может и верно, что этого бедолагу-селянина накажут, но тогда давайте соразмерно наказывать и "частные предприятия" за нанесенный природе вред. Как бы ни звучало пафосно, Земля - наш общий дом.

      • 27 мая 2020 г., 22:28
        Zavmir   Пожаловаться

        sachaja, чтобы депутаты, чиновники и судьи миллиардеры наказывали самих себя? Весьма оптимистично. Но не все так плохо. Вы знаете, как работают лесозаготовки в Амазонии? Что там делают с индейцами, которые встали на пути у бульдозеров? Вот там жесть, а у нас слава богу, такого нет.

        • 27 мая 2020 г., 22:44
          sirdiksanaa   Пожаловаться

          Zavmir, поэтому пусть дальше и растерзают ?

          • 28 мая 2020 г., 13:33
            Zavmir   Пожаловаться

            sirdiksanaa, раз Правительство Якутии ничего не делает с этим, значит это всех устраивает. Я помню как шумели из-за московского мусора в Шиесе, или как защитили Байкал от строительства нового завода. Ил Дархан молчит.

  • 27 мая 2020 г., 22:04
    Krazer   Пожаловаться

    На Аляске тоже добывают золото предприниматели, но у них законодательно вменена обязательная рекультивация земли после всех работ проведенных этими самыми предпринимателями. У нас эта варварская и бандитская власть никогда не примет такие законы, пролоббируют едросы... Даже никто и законопроект такой не введёт на обсуждение. 

    • 28 мая 2020 г., 09:09
      Порш   Пожаловаться

      Krazer, хм, мы тут маски не носим при условии штрафования, а вы говорите законодательно обязать рекультивацию...да даже если и вменять, никто всё равно делать как оно должно не будет, оформят чисто по бумагам, ради бюрократов, а не для экологии региона

      • 28 мая 2020 г., 10:45
        Krazer   Пожаловаться

        Порш, местным властям надо следить, жаловаться в прокуратуру, чтоб отобрали лицензию, садили руководителей в конце концов. Но властям лизунам это не надо, они не борятся с коррупцией и взятками, а наоборот.. Как говорил один сантехник вся система прогнила, надо всё менять.))

        • 28 мая 2020 г., 11:30
          Порш   Пожаловаться

          Krazer, у нас народ не воспитан жаловаться...а вот кстати по прокуратуре, ей бы полномочий побольше, чтобы работали без жалоб, тогда хоть как то ситуация может переломиться

          а то у нас контрольные органы как солдаты невидимого условного фронта,  вроде есть и вроде их нет, как и самого фронта, такое ощущение что они только зп получают и то из принципа толерантности, так как жалоб по существу в минимальном количестве, и то отмажутся предупреждением, так за кой черт их содержать, разве это работа? 

  • 27 мая 2020 г., 22:07
    Иван1234   Пожаловаться

    Из этого следует, что наше Правительство нынешнее и до нынешнее никчемные люди. Которые абсолютно не заботятся о своей Родине и будущих потомках. Я раньше пытался писать в Якт о золотодобыче в нашей Республике, даже писал "Санарар Былаас" мне так и никто не ответил. У автора пост хороший, более раскрытый и очень важный для жителей Республики. Вот эту тему надо поднять на Республиканском масштабе как минимум, довести до каждого жителя......... Только тогда с нами начнут считаться. Автору респект.

  • Просто ужас

  • 27 мая 2020 г., 22:26
    мила48   Пожаловаться

    Только-ли Оймякон, а в Алдане что творится, Что оставили после себя золотодобычики и  оловодобыдчики в Усть-Янском, Верхоянском, Усть-Майском,Томпонском и Олекминском улусах и в Верхней и Нижней Колыме. Рекультивация проведена на бумаге. Так и оставим потомкам.

    • Автор
      27 мая 2020 г., 22:50
      sachaja   Пожаловаться

      мила48, именно, еще + Вилюй. Я привел Оймякон только в качестве примера, так как имею только эти данные.

  • 27 мая 2020 г., 23:37
    Уста   Пожаловаться

    На меня дура соседка наорала

    Когда,мусор зимний уличный подожглаЭто,в начале мая.

    Безветреннию погоду.

    Пожалуюсь,говорит межд.экологическую полицию

    Бедняшка,она не знает где вообще находиться Оймякон,Вилюй,Ленск,Мирный каакие взрывные работы проводятся и будут проводится

    Вот,эту дуру к вахтавикам бы...

    У самих срачь,мусор не убирают годами.Весь,город пригород срачь.

    А,мене чуть не посадила

    Благо,у меня тоже язык подкован.

    Так и живём

  • 27 мая 2020 г., 23:44
    Уста   Пожаловаться

    Откуда?У нее знакомые Межд.экологической полиции🤣Крче,соседка у меня кажется из ФБР🤣

    Куда,можно обратиться?Хочу сдать шпионку,агента.Возможно,двойную

  • 28 мая 2020 г., 01:29
    vel19611   Пожаловаться

    С вашими высказываниями согласен где бы не работал везде есть отдел,по рекультивации ,но он не засеивает многолетней трав, под сенокосы и у них еще не выросло сознание ,хорошо что вы смотрите в будущее но таких очень мало ,все решают финансы и у нас целый штат Минэкологии выполняет совсем другие задачи.

  • 28 мая 2020 г., 02:07
    Уста   Пожаловаться

    И вообще,существует ли такая организация междн.экологическая полиция🤔

  • 28 мая 2020 г., 04:29
    HARO   Пожаловаться

    Якуты, одурманенные Русской водкой - напрочь забыли, что они дети Матери Природы...

  • 28 мая 2020 г., 05:15
    RareL   Пожаловаться

    С началом 21 века многие центробанки мира начали активно раскупать золото в свой Резервный Фонд, объясняя это тем что благородный металл и его "антидолларовая" функция востребована в период экономических рецессий, что в наше время весьма актуально. Мы не исключение, наше Правительство и Центробанк активно вкладывает в добычу напрочь забывая о вопросе экологии и рекультивации, так как "себе дороже". Биьиги опсайынан колониябыт, ону ойдуоххэ наада. Кремль хаьан да тохтуо суо5а маннык айыл5аны алдьатан буортулаан

     

    Бу график тоьону сиртэн хостоон таьаарбыттара: https://gold-silver.com.ua/gold/gold_reserves/gold_reserves_russia.gif

  • Спасибо Вам.очень хорошая статья,видно.что вы настоящий патриот,любите свою Родину и неравнодушны к тому бардаку.который происходит с тех пор как закончился Советский Союз.И вся страна такая сейчас.Потому что у власти те.кто хочет только обогатиться и всё.А остальное их не интересует,

  • 28 мая 2020 г., 06:22
    Булгу   Пожаловаться

    За державу обидно? Надо показывать голую страшную правду, а не святую ложь. И вещи называть своими именами, империя была и есть. А колонии существуют как кладовые и не более. В новых поправках есть пункт о "федерализации" отдельных территорий субъектов, так что недолго осталось вам плакать о землице якольской, скоро они станут частью московской области.

    • Булгу, основной части населения всё ровно.Этом я убедилась к сожалению.они говорят "если заставят вакцины ставить.значит будем ставить,прикажут детей переводить на дистанционное обучение.пусть переводят.чо сделаем то".Вот так. Невесело совсем.Как не вспомнить СССР.когда каждый день были хорошие новости по радио.потом по телевизору.Как то было всё стабильно и спокойно.

      • 31 мая 2020 г., 10:32
        ANTONY   Пожаловаться

        Ланочка2019, поэтому радио обычно выключали) особенно новости раздражали тысячами гектаров, тонн и кубометров) народу интересен свой быт и доход. А это были копейки, очереди от колбасы до автомобилей и квартир в десятки лет.

  • 28 мая 2020 г., 08:58
    GEOstudent   Пожаловаться

    Не будешь копать ты, придут другие) это не остановить.

  • Интересно а наш Глава знает об этом???? Или он их прикрывать поставлен....?!

  • 28 мая 2020 г., 11:26
    Квад   Пожаловаться

    Что делать - то? Митинги созывать? Письма писать?

  • 28 мая 2020 г., 11:36
    Cheid   Пожаловаться

    Люди правильно тут расписали - бизнесу невыгодно заботиться об экологии. Это во время СССР было просто строить и развивать поселки - марксисткий социализм требовал того, и за это каждый в стране понемногу платил уровнем жизни. В нынешних реалиях такое - невозможно, нигде. Взять ту же Аляску - Канаду - там все то же самое, да и особо никто в северных широтах не живет. Может, по социалке будет получше, государство чуть строже с капиталом, не суть. Людям надо задуматься - стоит ли их прозябание там чего-то.

  • 28 мая 2020 г., 16:10
    T1000   Пожаловаться

    чиновников вы все выбрали сами. Половина комментаторов тут наверно в свое время трясло кулачком за нынешнее руководство. 

    Инструментов действенных у населения нет, остается только информировать грядущие поколения, и надеяться, что молодежь будет лучше ( а так оно и будет).

    • 28 мая 2020 г., 17:35
      Булгу   Пожаловаться

      T1000, будет хуже потому что узурпаторы уже применяют научные достижения по управлению населением(быдлом) идет маргинализация и дебилизация полным ходом. Ура патриотизм на чужих давних достижениях. Фильм Кин-дза-дза был пророческим. Скоро если при появлении росгвардейца не сделаешь "ку" то будешь расстрелян как иностранный агент.

  • 28 мая 2020 г., 17:45
    boy9   Пожаловаться

    аукционы проводят за большие деньги, а рекультивацию не делают. роснедра виноваты в этом

  • 28 мая 2020 г., 17:51
    paraton   Пожаловаться

    Что то не понял, а принимать меры(законы) должены "золотари" - недропользователи или наши занародболеющие щекотрясы патриоты. Или нам пляски, дворцы олонхо и переименования, а другим доходы от недр.

  • Раньше как-то говорили, что будут развивать туризм, но это невыгодно, нет инфраструктуры. Поэтому будут только копать землю. А отдыхать на Алтае.

  • Безбожно гадят сволочи! Выкачивают все по полной! Когда остановим загрязнение нашей природы товарищи!

  • 28 мая 2020 г., 20:51
    Иваныч.   Пожаловаться

    Издавна, со времён советского союза у каждого недропользователя требуют проведения технической и биологической рекультивации нарушенных земель. Так же издавна процесс рекультивации останавливается на этапе технической. Биологическое восстановление оставляют на самозарастание. Вполне вероятно что это оправдано.

    А так, не разбив яйцо яичницу не пожаришь

  • Считаю что вся ответственность за данные преступления должна лечь на недропользователей и нашего Иль Дархана! Он поставлен блюсти интересы жителей Саха а получается наоборот! Привлечь к ответу!!!!

  • 29 мая 2020 г., 16:15
    ykob57   Пожаловаться

    дикой стране дикие законы. Геноцид северных народов страны было и будет дальше с "новыми" русскими.Настораживает поправки в конституцию "государообразующий" русский народ. Как только вступит в силу лет через 3-5 лет голову поднимут националисты.Получиться вторая Германия с фашистким режимом.«С кем боролись, на тех и напоролись» - как раз об этом

  • Вахтовикам всё равно, они тут жить не будут. Разграбить, разрушить, отравить, обогатиться и уехать домой - вот их цель.

    • 31 мая 2020 г., 12:29
      ANTONY   Пожаловаться

      Тайга горит тысячами гектаров, хоть бы кто почесался.. в лесах вокруг сплошные помойки. Наверно и мусор вахтовики привозят?))

      • Автор
        31 мая 2020 г., 13:50
        sachaja   Пожаловаться

        ANTONY, не надо все смешивать. О мусорной проблеме у меня есть отдельные посты и о пожарах тоже. Может там тоже отметитесь, гневно написав, что есть другие проблемы, более важные?

         

        вот ссылка на содержание блога

  • 31 мая 2020 г., 10:21
    ANTONY   Пожаловаться

    Так это плач о природе или о деньгах? Из повествования непонятно, что вас больше угнетает. Для начала, надо хотя бы в этом определиться.

  • 31 мая 2020 г., 10:45
    ANTONY   Пожаловаться

    Афанасьев Сахамин Миланович

    Министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)

    Личный прием граждан - первая среда каждого месяца с 14.00ч. до 18.00ч..

    Предварительную запись можно осуществить по тел.: 34-49-15.

  • 31 мая 2020 г., 12:26
    ANTONY   Пожаловаться

    Яковлев Семен Илларионович

    Первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)

    Личный прием граждан - вторник с 15.00 до 18.00

    Предварительную запись можно осуществить по тел.: 34-49-15.

  • 31 мая 2020 г., 12:45
    ANTONY   Пожаловаться

    И там целых пять!!! Заместителей министра! Чем не сведущие люди? Всех перечислить?

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь