home
community-header

                    
                    
Pro аккаунт
По страницам старых книг...
sachaja
Pro аккаунт
24 сентября 2021 г., 10:12 в Author.Ykt.Ru 3742

  

Немало воды утекло с того времени, как был опубликован пост «О людях Якутии через столетия», где мы привели высказывания различных европейских исследователей о быте и нравах коренного населения  Якутии ХVII-ХIX вв. Как ранее и подчеркивал, некоторые из цитат позволяют провести нам определенные параллели с днем сегодняшним. В связи с этим, предлагаю вашему вниманию еще три  десятка выдержек из других букинистических изданий, большинство которых вы сможете при необходимости сами найти на сайте нашей Национальной библиотеки.



ЖУРНАЛ «СЕВЕРНЫЙ АРХИВ», 1822 г., № 16, С. 282.

«…Якуты имеют твердую память, и приключения, случившиеся в самой молодости и не стоящие замечания, как знакомство с кем-нибудь, разговоры, дружеские или ссорные дела и взаимные подарки, всегда припоминают и рассказывают их своим детям и приятелям так, как бы то случилось вчера…»

 

Там же, №17, С. 377.

«…Якуты имеют всегда низкое представление о тунгусах и других народах мнение и, обобрав их, обходятся с ними таким образом, как с подвластными себе, хотя без жестокости, но с довольным пренебрежением…»

 

ЩУКИН НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ («Поездка в Якутск», 1844, С. 228-229)

 

 «…Житель Якутска в разговоре с жителем России понимают друг друга несовершенно; надобно прибегать к объяснениям и повторениям. Кроме слов местных, настоящие русские употребляются здесь не в обыкновенном  значении, напр.: дрова называют саженями, муку провьянтом, капусту щами. Здесь говорят: я был на берегу и покупал сажени. Много ли у вас посажено щей? А ходя по Гостиному двору, спрашивают: крупчатый провьянт есть?...»

 

Якутск, Гостиный двор 

 Там же, С. 250

«…Они [саха. – прим. sachaja] сами плавят железо, и делают из него ножи, ножницы, косы и пр. Якутское железо чрезвычайно мягко: ножик гнется во все стороны. Но вот странность! – в земле мехов не умеют делать мехов! – Вы можете здесь купить соболей, лисиц и пр., но сделать из них хороший мех никто не умеет...»

 

 

Там же, С. 291-292 

«…Вообще Якуты славятся обжорством, в чем почитают великое наслаждение. Самого тощаго Якута в две недели можно откормить как лошадь. Мне сказывали, что на Алдане какой-то Якут в три дня съел лошадь, что где-то якут на свадьбе выпил пуд топленого масла, и прочее ...»

 

 Взвешивание масла

 

 

ЩУКИН НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ («Якуты», 1854, С. 38)

«…Якуты обладают удивительною способностью ко всем ремеслам: терпение их и усидчивость превосходят всякое вероятие: но леность и наслаждение бездействием ратуют со счастливыми способностями. Некоторые из них, самоучкою, вырезают из дерева статуйки с  алебастровых подлинников, при помощи одного ножа и пилы; есть хорошие рисовальщики, гребенщики, работающие из мамонтовой кости...» 

 

Там же, С. 43-44.

«Якуты называют сами себя Саха, но предки наши, познакомясь с ними через тунгусов, которые зовут их Еко, переделали Еко в Екута и потом в Якута»

 

Там же, С. 45.

«…Особенно жадны Якуты на новости: при встрече друг с другом, не спрашивают о здоровье, но просят рассказать новости. Обыкновенное их приветствие Капсе – значит рассказывай…»


Якутские всадники 

 

ВРУЦЕВИЧ МИХАИЛ СОФРОНОВИЧ («Обитатели, культура и жизнь в Якутской области», 1891, С. 5-6).
 

«…Часто стены юрты бывают изукрашены разными  лубочными картинками и цветными бумажками с конфет и бутылочных ярлыков. Якуты, надо заметить, к картинам питают особенное пристрастие и если бы картины здесь были не так дороги, то, по всей вероятности, все юрты были бы им украшены…»

 

 Жилище якута

 

Там же, С. 15.

 «...Интересен взгляд якутов на землю, как на государственную собственность. Здесь, как и в других местах Сибири, где живут инородцы, земля объявлена государственной собственностью, считающейся лишь во временном владении якутов. И вот последние никак не могут понять этого права государства на землю, которую якуты считают принадлежащею им…» 

 

Там же, С. 19.

«…Якуты, как народ только еще начинающий выходить из первобытного состояния, почти в целости сохранили обычай гостеприимства. "Нуча" (русский) – говорят якуты – дома кусаган (худой). Если якут к нему придет голодный, когда русский сидит за столом и обедает, то русский ни пить, ни есть не даст, а когда русский придет к якуту, не дать ему пить и есть  нехорошо, потому что якут знает, говорит он, каково быть голодным…»

 

Кружало. Мясная торговля 

 Там же, С. 21.

«…Украдена у крестьянина или якута лошадь, корова или вещи какие-нибудь и все поиски оказываются тщетными, тогда потерпевший идет к обыкновенному гадальщику якуту, слава которого далеко прошла. Приемы гадания самые обыкновенные: шептание, плевание в воду, раскладывание на столе зерен ячменя и карты. Гадание всегда производится за приличное вознаграждение и чем выше плата, тем и результат гадания утешительнее для потерпевшего. Если потерпевший за гадание пообещал, кроме того, уже дал ранее, еще несколько рублей, то гадальщик самым серьезным образом объявляет так: "иди в лес по тропинке; когда отойдешь верст двадцать без пятнадцати, там увидишь толстую лиственницу, у которой стоит твоя лошадь (если она разыскивается) привязанная, роет землю ногами и ржет, просит есть у тебя". Или, если потерялись вещи, то они зарыты где-нибудь под пнем; при этом указывается самым точным образом признаки. Потерпевший идет и находит украденное, как по писанному, никак не подозревая того, что гадальщик и есть сам вор или его сообщник...»

 

Там же, С. 27-28.

«…Первыми пионерами русской культуры и цивилизации у якутов, вообще, явились казаки, чиновники, миссионеры, крестьяне, кабатчики и лавочники. Казак принес с собой грубое насилие, чиновник взяточничество и попирание закона, кабатчик – пьянство и беззастенчивое обирание, лавочник – ловкое надувательство, крестьянин, а за последние два десятка лет и поселенец, принесли грабежи и разбои, особенно первый. Вот все эти перечисленные цивилизаторы и начали знакомить меньшого брата, якута, с изнанкой цивилизации. Меньший брат, хотя и неохотно, но все же усвоил плоды этой цивилизации…» 

 У трактира

 Там же, С. 29.

«…Якуты все-таки предприимчивее местных русских крестьян. Они захватили в свои руки почтовую гоньбу во всей почти области, вырвав этот промысел, так сказать, из рук крестьянина. Лошади у них лучше, и почту возят они гораздо скорее, от того казна и сдает им подряд на почтовую гоньбу. У якутов лучше и рогатый скот. Они вообще трудолюбивы и хорошие хозяева, насколько достает умения, почему в результате они и пользуются большим благосостоянием, нежели подвергшиеся деградации местные русские крестьяне…»


 Почтовая станция на Вилюйском тракте 

 

АЛЕКСАНДРОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ («Якуты», 1899, С. 3).
 

«…Дикарь по жизни, дикарь по вере и обычаям, якут перенимает у всех все то, что он считает полезным; подражает всему, что ему нравится, но он никогда не обезличивает самого себя, не теряется среди народцев, не сливается даже с русскими, а как был, так и остаётся якутом…»

 

Там же, С. 13-14

«…Якут способен и к грамотности, так же как и к ремеслам. Он ко всему способен, причем обладает превосходной памятью. Что раз увидит или узнает якут, он уже не забудет, а побывал он где, в каком месте, он запомнит все до мельчайших подробностей, и никогда ни в чем не ошибется…
…Находчивость якута вошла как бы в поговорку. В Сибири говорят: возьми якута, раздень его догола, и так оставь среди пустынной степи; когда же через год вернешься, то увидишь этого якута, окруженного скирдами хлеба, стогами сена и владеющего табунами лошадей и стадами рогатого скота...»

 

Обработка шкуры 

 

Там же, С.22.

«…Якуты любят шумные общественные веселья и игры, любят пляску, танцы, празднества, толкотню, говор, песни и зрелища. Общество для них – это все, а одиночество кажется им самым тяжелым наказанием...»

 

Осуохай

 

 

 

КОЧНЕВ ДАМИАН АФАНАСЬЕВИЧ («Очерки юридического быта якутов», 1899, С. 110-111)
 

«…Для уравнения наделов требуется, кроме знания и опытности, честность и неподкупность, но этими качествами якутские депутаты не отличаются. Чтобы задобрить их, те якуты, наделы которых они осматривают, кормят их до отвала, поят их водкой и даже дают взятки. Горе тому якуту, который их встретит и накормит неподобающим образом. Его участок будет признан урожайным, следовательно, будет урезан…
…Симпатичное по своей цели учреждение депутатов, как уравнителя наделов, выродилось и заменилось по духу учреждением, помогающим обогащаться богачами насчет бедняков. Поэтому следовало бы или совсем уничтожить институт депутатов или заменить чем-нибудь более соответствующим идее учреждения…»

 

Там же, С. 155.

«…Якуты страшно обидчивы, так что недаром сложилась поговорка: обидчив, как инородец. Они за оскорбление отвечают оскорблением и вступают между собой в драку. Страшным оскорблением считается, если кто кого-нибудь выгонит из дома или не поделится во время еды…   …В настоящее время чуть ли не самой большой обидой считается слово пшел (испорч. рус. пошел). Якуты говорят, что это слово можно употреблять только при обращении с собакой, а не с человеком…»

 

РОМОДАНОВСКАЯ Е.С. («Якуты и их страна», 1901,  С. 11-12)
 

«…Со старины ведется у якутов обычай пускать весною по лугам палы; от этого трава вырастает гуще, сочнее; но огонь часто переходит на лес и служит причиной громадных лесных пожаров, иногда распространяющийся на целые сотни верст...»

 

Там же, С. 55-56.

«Якуты любят жизнь. Они заняты только тем, что есть у них сейчас, сегодня, но не особенно заботятся о том, что будет завтра… …Судьба забросила якутов в суровую страну, где им пришлось много бороться и многое перенести. Но они не погибли в этой борьбе, напротив, упорным и терпеливым трудом они во многом улучшили свою жизнь, перестав быть кочевниками-пастухами и сделавшись оседлыми земледельцами. Сталкиваясь с другими большими народами, они не слились с ними, не исчезли, но, заимствуя многое, переделывали все на свой лад. Можно надеяться, что якуты не погибнут и вперед и все более и более будут приближаться к тем народам, которых мы называем образованными…»

 

ГОЛИКОВА А. («Якуты», 1907, С. 38).

 

«…Северянин, в первый раз выехавший из своей глуши в Якутск, о котором слышит много чудес с раннего детства, совершенно там теряется. Первое время его никуда нельзя выпускать одного, - он заблудится. За ним нужно зорко смотреть, - иначе он объестся хлебом, который до сих пор был для него лакомством…»

 

Одна из улиц Якутска 

 

Там же, С. 43.

«…Якуты сотнями мрут от голода и замерзают в снежных болотах своей родины, тысячами погибают от заразных болезней. Не много времени остается у якута, чтобы чему-нибудь научиться. Но все же в нем не заглохла искра Божия, стремление к свету и знанию. Мы видели, что якуты переняли уже у нас некоторые ремесла и искусства. Точно так же стремятся якуты и к школьному образованию и охотно посылают своих детей в школы…»

 

Ученики приходской школы 

 

ТРОЩАНСКИЙ ВАСИЛИЙ ФИЛИППОВИЧ («Наброски о якутах Якутского округа»,  1911, С. 101)

«… каждый отправляющийся в город и возвращающийся оттуда называется "городчиком" [гуораччыт]. Городчик является на несколько дней героем среди своих ближайших соседей, особенно в первые дни по возвращении. При отправке в город ему дают поручения купить кому чаю, кому – платок, кому – сахару и т.д. Городчик – что меня в начале удивляло – не отказывается, если только дают при этом деньги или масло; бывают заказы и в кредит, но их никто и никогда не исполняет, а делаются они на авось...» 

Торговые ряды. (Якутская ярмарка)

 

Там же, С. 102-103.

«…Относительно водки нужно сказать, что якуты её страстно любят, но  любят они, главным образом, даровую, а потому, вообще говоря, между якутами мало пьянства. Только между богачами можно встретить настоящих пьяниц; точно так же только между ними бывают случаи разорения от пьянства, но зато между ними почти не распространена карточная игра, тогда» как среди бедноты и более или менее зажиточных якутов она значительно распространена…»

 

Там же, С. 106.

«…Нередко якуты, которым общество доверит доставить подати в казначейство, проматывают их – и совершенно безнаказанно, т.е. они не подвергаются никакой судебной ответственности, а только имущественной, да и то взыскания производятся по частям и растягиваются на долгие годы, так как к общественным интересам якуты относятся более чем равнодушно, хищнически, и каждый норовит запустить лапу в общественную мошну, хотя она очень тоща. Для общества все делается и покупается втридорога…»

 

Там же, С. 112-113.

«…Другая, не менее печальная сторона якутской жизни – отсутствие всякой медицинской помощи. Вся официальная медицина проживает в городе и выезжает в наслеги изредка, когда накопится несколько трупов, подлежащих вскрытию…» 

 

Прокаженные Вилюйского лепрозория 

 

Там же, С. 116.

«…Когда мне сказали, что якутки, испугавшись, произносят неприличные слова, то я никак не мог понять, почему именно неприличные. И вот, однажды, при мне молодая якутка крикнула: тасах дiä! Тут только я понял, в чем дело: дiä значит говори: таким образом, она повторяет усвоенное ею чье-то приказание. Значит, дело начиналось с того, что женщинам приказывали "тасах говори!" – и они говорили, а затем это вошло в привычку. Подражательность привела к тому, что говорят это слово и те женщины, которым никто и не приказывал говорить его: маленькие девочки, из подражания старшим, уже начинают так восклицать…»

 Якутские женщины 

 Там же,  С. 130-131

«… якуты – самые завзятые патриоты. Им чрезвычайно льстит, когда русские начинают изучать их язык, а сами неохотно обучаются русскому, и даже в тех случаях, когда какой-нибудь якут умеет говорить по-русски, он предпочитает говорить по-якутски…»

 

ЛЕВЕНТАЛЬ ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ («Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов», 1929, С. 444)

 

«… он [тунгус. – прим. sachaja] был необыкновенно падок ко всему новому и возбуждающему, ко всему вкусному и красивому на его взгляд; готов был за это отдать все ценное, что у него было, входил в долги, не рассчитывая и не заглядывая вперед. По характеру страстный, легкомысленный и расточительный, вместе с тем честный и с большим сознанием собственного достоинства; как номад, гостеприимный и непредусмотрительный, он слепо шел на всякий соблазн, охотно дарил вдвое против того, что сам получил, всегда готов был угостить, поделиться всем, что у него было, легкомысленно должал, но и платил не скупясь, не отказывался от долгов отца и деда, пока была возможность платить...»

Тунгусы 

 

ШРЕЙБЕР СЕМЕН ЕФИМОВИЧ («Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олекминского округов», 1931, С. 168.)

«… Якуты пристрастны к картам. Играют с большим азартом, и при неудачах якут не останавливается перед проигрышем последней коровы, лошади и даже последнего теплого платья…
…Истинным социальным бедствием якутского населения служит общераспространенный обычай курить. Якуты курят самый простой сорт табака – листовой. Курят, не переставая, целый день. Курят оба пола и во всех без исключения возрастах, - можно встретить курильщиков двух-трех лет. Нередко нас поражали картины, когда двух-трехлетние дети (не исключая девочек) сами доставали лучинкой огонь из камелька и закуривали трубку, получив последнюю изо рта матери или отца…»

 

 

Там же, С. 184.

«…Песни якутские крайне монотонны, речитативны и походят на похоронные причитания. Якуты совершенно лишены музыкального слуха ; мне не раз приходилось слышать хоровое пение школьников-якутов, - это сплошная какофония...»

 

Там же, С. 358

«…Ни в одном из осмотренных городов нет ни одного общественного сада или сквера, где бы население летом могло отдохнуть, и детям приходится играть и проводить время на грязных и пыльных городских улицах, в то время как набережная реки Лена в Якутске и Олекминске из-за неописуемой пыли совершенно недоступна для прогулок…»

 

Набережная Лены 

 

Там же, С. 368

«…На каждую беседу, которую я устраивал при всяком удобном случае, даже в самых глухих местах, население приходило почти поголовно, только тяжелые больные и немощные старики оставались дома. До глубокой ночи слушатели не хотели расходиться, забрасывая меня всевозможными вопросами. Неописуемое впечатление, я бы даже сказал потрясающее, производили туманные картины, рисующие жизнь людей СССР и Западной Европы. Люди переносились мыслями точно в волшебный мир, и особенно удивляла всех слушателей эволюция жилища и путей сообщения…»

 

 

Источник фото

 

Избранное
  • 24 сентября 2021 г., 12:47
    Дьарбайдии   Пожаловаться

    Бала5аны сэ5эбин, хотону бииргэ толкуйдаан туппуттара эмиэ ейтэн тахсар, танас сап кэмчитэ бэрт буолла5а, саха олус мындыр норуот, мин а5ам ааттаах уус этэ, ким да уерэппэтэх, а5ата 2 саастаа5ар элбит, а5атын убайа ииппит уолаттары. 7 саастаа5ар о5ус сиэппит окко. Улэьит бэрдэ этэ, эчи сымна5аьа, мичээрдии олорор этэ, отой биьиэхэ кыыьырбытын, илиитин кэтэхпитин ейдээбэппин, наар тоойуом, о5олорум, туйахпын хатарын, улэьит буолун, уерэнин кытаатан игин диирэ.

  • 24 сентября 2021 г., 19:43
    solovyova2015   Пожаловаться

    Спасибо. Очень интересно. Так вот откуда слово "якут" взялось. 

  • 24 сентября 2021 г., 19:44
    solovyova2015   Пожаловаться

    «…Ни в одном из осмотренных городов нет ни одного общественного сада или сквера, где бы население летом могло отдохнуть, и детям приходится играть и проводить время на грязных и пыльных городских улицах, в то время как набережная реки Лена в Якутске и Олекминске из-за неописуемой пыли совершенно недоступна для прогулок…»

    ешкин кот, мало что изменилось, века прошли

    • 25 сентября 2021 г., 09:43
      Дьарбайдии   Пожаловаться

      solovyova2015, это точно, главное мусорка всегда рядом с детской площадкой, ни один мэр этого не замечает, нахапав идут на повышение,а не на пенсию и здесь, там все рулят.

  • 24 сентября 2021 г., 21:42
    Garaska   Пожаловаться

    «…Со старины ведется у якутов обычай пускать весною по лугам палы; от этого трава вырастает гуще, сочнее; но огонь часто переходит на лес и служит причиной громадных лесных пожаров, иногда распространяющийся на целые сотни верст...»

    Та же проблема актуальна и сегодня.

  • 25 сентября 2021 г., 00:34
    Sleptsov1968   Пожаловаться

    .. тасах дie)

  • 25 сентября 2021 г., 07:22
    Пьянварь1   Пожаловаться

    Спасибо за интересную подборку;

  • 25 сентября 2021 г., 07:32
    Сакс1   Пожаловаться

    Еще в 1899 предлагали упразднить депутатов.

  • 25 сентября 2021 г., 11:37
    Vurtne   Пожаловаться

    Вау интересно, спасибо)

  • 25 сентября 2021 г., 12:40
    Нелогичная   Пожаловаться

    Депутатов надо упразднить, толку от них никогда не было

  • 25 сентября 2021 г., 21:24
    сизый_носик   Пожаловаться

    Хахах фото с пьяницей впечатлило)) классика

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь