home
user-header

                        
                        
Интервью с профессором Тамарой Парфеньевной Самсоновой
sachaja
Pro аккаунт
20 апреля 2013 г., 18:47 в Author.Ykt.Ru 2223

  Нет нужды кому-либо доказывать, что дети – наше самое главное богатство и их правильное воспитание является залогом здорового общества в будущем. Сегодня нашим гостем является профессор Тамара Парфеньевна Самсонова. Проработав в системе образования более шестидесяти лет и воспитав около 600 учителей русского языка и литературы, в том числе более 40 заслуженных учителей РФ, она является человеком, перед именем которой преклоняют колени несколько поколений благодарных учеников.

Мы договариваемся с ней о встрече, и в назначенный час я прихожу к ней в гости. В первый раз я был здесь более 20 лет назад. С тех пор мало что тут изменилось в обстановке. За стеклом на шифоньере висят фотографии её родителей, известных педагогов Н.Н.Самсонова и Н.Е. Самсоновой, на столе кипа газет, фотографий, документов - Тамара Парфеньевна, несмотря на свои 88 лет, как всегда за работой. Единственное, что бросается в глаза, это опустевшие стеллажи для книг (позже узнаю, что уже в течение нескольких лет Тамара Парфеньевна периодически отправляет книги из своей уникальной библиотеки в школы республики). Гостеприимная хозяйка приглашает меня пройти на кухню, и за чашкой чая, мы начинаем наш диалог.

 

- Тамара Парфеньевна, имея колоссальный опыт работы, как Вы сейчас можете оценить сегодняшнюю педагогику, чего ей не хватает?

 

- К ЕГЭ отношусь не очень хорошо, потому что не учитывается наша региональная специфика. Это совершенно неправильно. Кроме того, особенно в селах, сами же учителя потихоньку помогают детям при выполнении экзаменационных заданий. Конечно, сильные ученики и без этого получают высокие баллы, но вот остальные в дальнейшем зачастую не могут справиться с вузовской нагрузкой и бросают учебу. Подобное бывает и на конференциях – порою учителя пишут за детей их работы, не учат их публично выступать. А все это понижает статус конференции, и, конечно же, авторитет самого учителя.

Когда ребенок должен определиться с выбором профессии? Все должно начинаться в начальной школе и даже раньше. А если вкус ребенка позже поменяется, то и  тут нет ничего страшного, главное, чтобы у него всегда был интерес. Это стимул и он будет стараться. Но до тех пор, пока все учителя-предметники не будут вникать в суть начальной школы, при переходе в среднее звено школьники будут испытывать дискомфорт. Принявший малышей учитель уже должен знать способности и интересы своих новых учеников. Очень важно посещение детьми кружков – они развивают не только способности ребенка, но и прививают и закрепляют интерес к какой-либо профессии.

Сейчас индивидуальная работа учителями проводится недостаточно - они не хотят работать сверх зарплаты. А ведь у каждого ребенка есть «ключик» - и задача учителя найти его, то есть узнать то, что заложено в этом ребенке, увлечь его и тогда подопечный окрылится. А заставлять учиться против желания нельзя.

Если же говорить о ВУЗах, то надо отметить то, что педагогическую практику не везде проводят как следует. В наше время мы досконально анализировали каждый урок практиканта, и не обижая его, очень тактично указывали на ошибки, если таковые имелись. Ведь если этого не делать, то учитель формируется слабый.

И вообще, нашему университету надо усилить педагогическую направленность, потому что его каждый выпускник, даже при условии, что он не станет работать учителем, он все равно, является будущим родителем. И полученные в ВУЗе знания должны ему помочь в этом сложном деле.

Родители Тамары Парфеньевны - выдающиеся учителя Якутии Парфений Никитич и Надежда Евменьевна Самсоновы, 1948 г.  (фото из архива профессора Самсоновой)

 

 

- А вот если мы определим, что ребенок, к примеру, гуманитарий, но ему сложно даются точные науки, то неужели мы должны закрыть на математику глаза?

- Нет, элементарные вещи ребенок должен знать, и если мы займемся углубленно тем, к чему он имеет способности, то и по другим предметам он подтянется.

 

- Современные дети имеют много разных соблазнов и почти не интересуются книгами. Вот как приучить ребенка читать?

 

- Большую любовь к книгам прививает посещение библиотек. Чтение надо нормировать – для первого раза достаточно и 10-и минут, а в следующий раз надо попросить прочитать уже больше и ПОХВАЛИТЬ за это. Но книга книге рознь! Толк дает только классическая детская литература, и грамотный учитель всегда дает родителям рекомендательный список книг. Но нужно научить ребенка не только читать, но и пересказывать, рассуждать на тему прочитанной книги. Необходимо давать учить наизусть стихи, петь с ними песни, давать слушать хорошую музыку, смотреть с ними картины - ведь все это здорово влияет на память и обогащает словарный запас, помогает понять звуки, прочувствовать интонации. А если все это игнорировать, то человек вырастает сухим и холодным. Ну и крайне важно приучать ребенка к труду.

 

- Время от времени в СМИ появляется информация о том, как учащиеся проявляли совершенно неуважительное отношение к учителю. Кроме того что за последние годы в России усилилась частота суицидов среди детей и подростков. Как Вы думаете, с чем все это связно?

 

- Все это негативное влияние современного телевидения, интернета, безобразных фильмов, выставляющих интимные дела на всеобщее обозрение. И даже нынешняя эстрада подает плохой пример! Детей не заинтересовывают тем, чем надо…. Были ли подобные случаи в наше время? Единично, наверное, были и случаи, но это скорей не предавалось широкой огласке. Да и в целом, ведь здорово помогало существование пионерских, комсомольских организаций. Как ты будешь плохо вести себя, если ты давал слово, что будешь примерным, о тебе написано что-то хорошее в школьной газете, и ты, в конце концов, нужный человек?! Надо учить детей признавать свои недостатки и внушать им, что они обязаны их постепенно исправлять. А самое важное - дать им понять, что самая главная ценность в этом мире – это человек.

Что касается моего мнения о включении в современную школьную программу предмета по изучению основ религий, то здесь это надо связывать в первую очередь с уважением к представителям других народов, а не выбирать что-то отдельно.

 

- Стоит ли, и если «да», то как наказывать детей за проступки?

 

- Нужно не допускать до такого состояния. Каждый проступок – это итог бездействия классного руководителя, ну и конечно, родителей. Ну а если все же ребенок серьезно провинился, то нужно уже взять его под особый контроль психолога, усилить с ним и с его родителями индивидуальную работу.

За мелкие проступки иногда можно лишать возможности просмотра телевизора или игр на компьютере, но в целом, похвалы, причем обязательно обоснованной, должно быть всегда больше. Но вознаграждать ребенка за успехи материальными вещами, тем более деньгами - неприемлемо!

 

- Ваш супруг Василий Васильевич Алексеев был известной личностью - ветеран войны, один из основателей математического факультета ЯГУ был любимцем и кумиром не одного поколения студентов. Его имя носит единственная в республике юношеская гимназия в селе Мюрю Усть-Алданского улуса. Расскажите о нем.

 

- Можно сказать, что Василий Васильевич прожил 2 жизни: первая – героическая, отданная защите Отечества в самые его суровые дни, вторая – посвященная всецело молодому поколению – студентам. Для меня он был и остается идеалом преподавателя. Почему студенты любили Василия Васильевича? Когда знакомился с новыми студентами, он записывал их имена, запоминал откуда они, кто родители и кем они работают. С каждым находил общий язык. С самого начала общения с ними называл их по имени-отчеству, чтобы «привыкали к своему будущему». И даже свой перерыв между лекциями проводил в кругу молодежи… Прекрасный оратор. Он умел восхищать слушателей глубиной мысли, логикой изложения, оригинальностью суждения, необыкновенным человеческим обаянием. Сложнейший предмет – математический анализ становился интересным благодаря особому умению Василия Васильевича преподносить его.

Надо сказать, что во время войны, в декабре 1943 года, он получил в битве под Витебском тяжелейшее ранение. В полевых условиях военные врачи сделали невозможное и спасли ему жизнь. И уже когда в 1998 году  его не стало, врачи изумлялись: - Как этот человек мог жить!? Но ведь жил, без никакой хандры и столько сделал для республики!

Василий Васильевич Алексеев, 1944 г. (фото из архива профессора Самсоновой)

Мы с Василием Васильевичем были близки духом и профессионально, потому что посвятили свою жизнь изучению двух важных и сложных дисциплин: царицы наук - математике и великого русского языка, которые играют огромную роль в развитии республики и страны. С высоты своего возраста я могу отметить, что я счастливый человек, потому что в моей судьбе был и есть незабвенный Василий Васильевич. Нашим с ним богатством являются наши ученики. У нас не было детей, виной тому война. Но он ушел из срединного мира с глубоким предубеждением, что успехи наших учеников – наши успехи, их неудачи, огорчения – тоже наши. Наши многочисленные – это наше богатство и гордость!

P.S. Немного позже я побывал в Якутском государственном краеведческом музее им. Ем. Ярославского на открытии экспозиции, посвященной Василию Васильевичу Алексееву. Тамара Парфеньевна, конечно же, была главным человеком мероприятия. Но подробнее пусть об этом расскажут снимки...

 

             Опубликовано в газете "Вести Якутии" от 22 февраля 2013 года, №07(020), С.12.

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь