home
community-header

                    
                    
Pro аккаунт
Про композицию "Ысыах" и не только...
sachaja
Pro аккаунт
22 мая 2015 г., 16:27 в Author.Ykt.Ru 7377

 

Вчера сходил в Национальный художественный музей РС (Я). Основным поводом для этого послужил уникальный экспонат из Британского музея – композиция «Ысыах», выполненная из бивня мамонта в середине XIX века.

 


В свое время, вышеуказанная композиция была приобретена Британским Музеем на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. С тех пор находится в их коллекции. Во Францию попала она благодаря якутскому купцу II гильдии Павлову Гаврилу Прокопьевичу. Произведение является одним из самых ранних изображений летнего праздника ысыах. К сожалению, автор работы неизвестен.

 

Всемирная выставка на полотне Эдуара Мане

Гравюра, изображающая церемонию награждения победителей выставки (ссылка на иллюстрацию)

С момента открытия данной временной экспозиции в НХМ прошло уже больше месяца, так что в залах было малолюдно (в НХМ композиция будет выставлена до сентября 2015 года).

 

Поражает то, что не имея никаких специальных инструментов, автор мог не только искусно вырезать фигурки людей, изобразив мельчайшие детали их одежды, узоры на чоронах, украшения, но и показать полноценную картину якутского праздника, начиная от обряда кумысопития до спортивных состязаний.

 

Есть вероятность того, что работа специально готовилась для Парижской выставки и времени для полного завершения работы мастеру не хватило. По крайней мере, если верить историческим данным, вторить алгычыту (исполнитель гимна в честь божеств и духов) должны были восемь девушек и девять парней. А на композиции девушек всего семь, считая одну утерянную (на фото ниже должны была стоять с левой стороны) и одно свободное место в их ряду тоже имеется (справа). Но это только догадки...

 

 

Сам же агысчыт (а может и не он) тоже пропал, остались только ноги. Может быть он сильно выделялся от всех, вот его и стащили на пару с девушкой.

 

Или же вот он, алгысчыт?

 

 

"Портрет" парня прыгуна

А вот и борцы. Ведь никакой ысыах не проводится без хапсагая. Только захват у соревнующихся какой-то непонятный. Ощущение, что показана не якутская борьба, а борьба на кушаках.

 

Слева хорошо виден один из "секундантов". В руке выделанная кожа, которой был укрыт борец до начала поединка. Ведь в старину противники до начала схватки друг друга не должны были видеть.

 

 

 

 

Пользуюясь разрешением на фотосъемку, запечатлел и другие экспонаты.

 

Попов Василий Петрович "Якутка у коновязи", 1947

Амыдаев Николай Данилович. "Старый рыбак", 1980

 

 

Марков Федор Иванович. "Встреча", 2007

 

Саввин Егор Петрович. "Встреча лета", 2008

 

Аммосов Терентий Васильевич. "Осуохай", 1974

Попов Семен Петрович. "У тюсюлгэ", 1947

 

Марков Федор Иванович. "Дух озера", 1997

 

Аммосов Терентий Васильевич. "Хомусистка" и "Олонхосут", 1950

 

Ильин Дмитрий Иванович "На кумысный праздник ысыах", 1946

 

Для поддержания оптимального температурного режима и влажности в каждом зале установлены специальные датчики, данные с которых берутся несколько раз в день. При необходимости эти показатели можно регулировать.

Кроме того, чтобы из-за сухости воздуха на изделиях не появлялись мелкие трещины, в витринах стоят пиалки с водой.

 

Чепрак (суконная, ковровая, меховая подстилка под конское седло, кладётся на спину под потник).

Неизвестный автор. Первая четверть XIX века

 

 

 

 

 

Кычым (украшение по бокам седла). Неизвестный автор. Первая четверть XIX века

Женское седло. 1857 год. Неизвестный автор.

 

 

 

 

Еще одно седло. Неизвестный мастер, 1851. Только вот работникам музея нужно поменять либо седла местами, либо надписи под ними, так как здесь возникла небольшая путаница в годах.

 

 

 

 

 

Добрынин Прокопий Иванович. "Пой, шаман, солнцу!" . Майолика, 1961

 

 

 

 

Карамзин Владимир Семенович. "Едут на ысыах", серия "Ысыах", 1976 (бумага, литография)

 

Карамзин Владимир Семенович. "Тюсюлгэ", серия "Праздник лета", 1976 (бумага, литография)

 

 

 

Осипов Афанасий Николаевич. "Народные писатели Якутии", 1974 (холст, масло)

 

Чикачев Андрей Васильевич. "Мечта", 1997 (холст, масло)

Романов Петр Петрович "Витязь с невестой", 1938 (холст, масло)

Спиридонов Юрий Васильевич. "Хозяин Момских гор", 1985 (холст, масло).

Естественно, что это далеко не все экспонаты. Советую всем сходить туда, посмотреть на всё это своими глазами, а не на фотокарточках 900х600. Уверяю, впечатления будут совсем другими...

 

 

Избранное
  • 22 мая 2015 г., 16:59
    Радвига   Пожаловаться

    В первой композиции не согласна с вами с тем, что торчат ноги алгысчита, алгысчит уже сидит на колене, он отличается от других, а так респект за мини прогулку по выставке :) 

    • Автор
      22 мая 2015 г., 17:12
      sachaja   Пожаловаться

      Радвига, тоже верно, он единственный из "очереди" с непокрытой головой. Но чьи тогда ноги?)

      • 22 мая 2015 г., 18:52
        zhenya422   Пожаловаться

        sachaja, Не верьте тем, кто говорит что бросить курить за неделю невозможно. Есть особенная и реально работающая методика которая избавит вас от этой пагубной привычки за несколько дней, вот ссылка  http://its.gd/blog Сам оечнь долго не мог бросить, а на этот раз действительно, вышло.

    • Автор
      22 мая 2015 г., 20:05
      sachaja   Пожаловаться

      Радвига, но у сидящего на корточках отсутствует дэйбиир... Разве махалка не обязательный атрибут алгысчита?

  • 22 мая 2015 г., 17:23
    Afroy   Пожаловаться

    русские ди

     

    • Автор
      22 мая 2015 г., 17:31
      sachaja   Пожаловаться

      Afroy, ага, лица больше европейские. Но наверное довольно сложно показать  принадлежность к той или иной нации, имея в руках примитивные инструменты.   

  • 22 мая 2015 г., 18:13
    tirbege3   Пожаловаться

    Борьба- хапсагай,мужики то без кушаков.Кушаки то мастер смог бы вырезать без проблем.

  • 22 мая 2015 г., 19:40
    Nhr   Пожаловаться

    Интересный репортаж.

    Фото 21 и 24 - работы Аммосова Терентия Васильевича.

  • 22 мая 2015 г., 20:04
    Nhr   Пожаловаться

     

     

     

  • 22 мая 2015 г., 20:05
    Nhr   Пожаловаться

     

     

     

  • 22 мая 2015 г., 20:05
    Nhr   Пожаловаться

     

     

     

  • 22 мая 2015 г., 20:53
    Nhr   Пожаловаться

     Ещё немного фотографий по теме

     

     

     

     

  • Автор
    22 мая 2015 г., 20:59
    sachaja   Пожаловаться

    Талантище!!!

  • 22 мая 2015 г., 22:28
    IvanIvanovich   Пожаловаться

    Тихо подкралось сомнение, что композицию "Ысыах" мог сделать  не якут...

    • Автор
      22 мая 2015 г., 23:14
      sachaja   Пожаловаться

      IvanIvanovich, это сомнение может укрепиться, если посмотрите на картинку из одной старой немецкой книжки) Изображены какие-то северяне, возможно даже якуты (в общем какие-то народы проживающие на территории Сибири восточнее Тобольска). И на азиатов тут они совершенно не похожи. 

       

       

      P.S. Ну а в целом, если даже композицию "Ысыах" сотворил не якут, этот человек видимо довольно хорошо изучил культуру народа Саха.

      • 23 мая 2015 г., 01:38
        IvanIvanovich   Пожаловаться

        sachaja, по описаниям какого- нибудь заморского залетного ученого-этнографа посетившего наши края, нваерное, сотворил сию композицию, аглицкий умелец..

        • Автор
          23 мая 2015 г., 02:06
          sachaja   Пожаловаться

          IvanIvanovich, Иностранца звали Эверт Избрандт Идес (Evert Ysbrants Ides). Он был  послан в 1692 году в Китай для ведения переговоров об установлении торговых отношений России. Путь его лежал через Тобольск, в заметках упоминается и Якутия. Правда, его книжка полна опечаток, ошибок, и видимо из-за этого не стала такой уж известной. Если интересно, то можете легко найти в интернете переведенный текст книги, но картинок в русском издании нет. Они только в оригинале. 

  • 23 мая 2015 г., 00:10
    nexegey   Пожаловаться

    Спиридон, очень обстоятельный и познавательный пост. Сразу после открытия я в Фэйсбуке выложил свои фотографии этой выставки. Тогда я высказал предположение, что работа эта сделана скорее всего не коренным жителем, а приезжим, имеющим  академическое художественное образование. Лица персонажей похожи на индейские.

     

    • Автор
      23 мая 2015 г., 00:21
      sachaja   Пожаловаться

      nexegey, Спасибо за отзыв!  Может когда-нибудь мы и узнаем правду. Странно, что при передаче экспоната в Британский музей не был назван автор или же документы где-то затерялись.

       

      P.S. Бакенбарды у мужчин тоже совсем не якутские) 

  • 23 мая 2015 г., 04:55
    Gortenzia   Пожаловаться

    Автор композиции  ЫСЫАХ из Британского музея вероятно не якут, а европеец. 

  • 23 мая 2015 г., 12:03
    dear   Пожаловаться

    Не соглашусь, что лица европейские. Вполне себе центрально-якутские лица. Основным же доводом в пользу якутского авторства служит материал - мамонтовая кость

     

    • Автор
      23 мая 2015 г., 12:35
      sachaja   Пожаловаться

      dear, я бы не сказал, что мамонтовая кость - основной довод якутского авторства. Косторезное искусство довольно широко распространено по миру. К примеру, возраст найденных на территории Германии изделий из бивня мамонта составляет 35 тыс. лет.   

       

       

       

      • 24 мая 2015 г., 16:44
        dear   Пожаловаться

        sachaja, да, конечно, косторезное искусство развито довольно широко, тем более якутские традиции в этом деле намного моложе, чем допустим чукотских мастеров. Но вряд ли французские мастера будут вырезать со слов этнографа якутский праздник из несвойственного (нетрадиционниого) им материала. Ведь не делают же современные якутские мастера композиции о празднике каких нибудь масаи или австралийских аборигенов ))))

        Ну в общем как-то так... ))))

        • Автор
          24 мая 2015 г., 19:35
          sachaja   Пожаловаться

          dear, композиция сделана точно в Якутии. Не зря же пишут, что вывез её оттуда якутский купец. Просто имелось в виду, что автор мог быть неякутом и в результате каких-то причин проживал здесь. 

          • 25 мая 2015 г., 19:09
            dear   Пожаловаться

            sachaja, а почему так сложно? почему не принять, что якутский мастер сделал из якутского мамонтового бивня композицию про якутский праздник ысыах? ))))))))

             

            • Автор
              25 мая 2015 г., 19:41
              sachaja   Пожаловаться

              dear, )))) такие мысли зародились у многих (и у меня в том числе) из-за того фигурки, особенно лицевая часть,  не очень похожи по стилю, к которому мы привыкли. Кроме того смущают излишие выдающиеся бакенбарды (нехарактерные для саха), захват борцов. К тому же, в пользу этой версии можно добавить то, что история помнит немало случаев, когда пришлые люди начинались заниматься тем, что казалось бы, является прерогативой местных. Например, тот же словарь якутского языка. Но повторюсь, это всё лишь догадки.  

  • 23 мая 2015 г., 15:03
    Dmitrui   Пожаловаться

    Для чего нужен ритуал? И меня не интересуют старые кости. Меня интересует история становления религиозности людей, ритуалов посвящённых этому. Это более интересное занятие, чем копаться в ископаемых костях животных, внезапно умерших по известной ВСЕМ причине.

  • 24 мая 2015 г., 04:30
    chernyshov   Пожаловаться

    классно! спасибо!

  • 24 мая 2015 г., 13:28
    indigirskii   Пожаловаться

    СПАСИБО, СПИРИДОНУ!

  • 23 июня 2018 г., 10:11
    iamalivetoday   Пожаловаться

    Очень интересно! Мне тоже понравилось "побывать на выстовке"

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь