user-header

Воспоминания о рыбалке.
30 июня 2015 г., 19:00 в Author.Ykt.Ru 5414

Удивительно, но, порою, даже совсем недавние события без следа стираются из памяти, а дела давно минувших дней свежи настолько, словно произошли еще вчера...

Как сейчас помню то пасмурное летнее утро. Спасаясь от бесчисленной армии комаров, мы с моим дядей Поликарпом решили укрыться в его гараже.

Здесь в полутемном и сыром помещении, пропахшем соляркой и машинным маслом, устроившись напротив одного-единственного окошка, Поликарп начал старательно вытачивать напильником острие штыковой лопаты. Потом с её помощью я должен был ошкуривать кору с бревен. Занятие предстояло не из приятных, особенно для мальчишки моего возраста. Поэтому в тот момент я чувствовал себя очень несчастным.

Дядя, глядя на меня, посмеивался, а затем, видимо, чтобы поднять мой моральный дух предложил условие, от которого я буквально окрылился:

- Если закончишь всю работу до конца недели, сходим на рыбалку в Дьаргалах.

Хитрый Поликарп! Он-то прекрасно знал, что рыбалка никак не могла оставить меня равнодушным. Об этом озере я был уже наслышан - и дня в Ючюгее не проходило без упоминания этого водоема. И темы разговоров об озере и его окрестностях были самые разные - начиная, кто, сколько уток там добыл, заканчивая новостями о сенокосе.

А особенно интересны для меня были рассказы тёти Акути о том, как они в детстве очень любили купаться в этом озере, хотя им это строго запрещалось. Взрослые боялись, что детей могут покусать злобные щуки, которыми просто кишело озеро. Слушая каждый раз все эти истории, мне всё больше и больше хотелось побывать в Дьаргалахе, и поэтому эту внезапно появившуюся возможность я упускать никак не хотел.

Еле дождавшись окончания заточки, я схватил лопату и помчался выполнять задание. Дядя потом пожалел о своем обещании, так как со всеми подготовленными бревнами я разделался уже к вечеру следующего дня и все дни до субботы мучил Поликарпа расспросами о предстоящем походе.

И вот, наконец-то, наступил тот самый долгожданный день! Погодка выдалась отличная. По пути на рыбалку Поликарп спустился в погреб и вытащил оттуда кусок мяса, пояснив, что оно будет служить приманкой.

До озера нужно было протопать три-четыре километра. То и дело в поле нашего зрения попадали зайчишки, куропатки, глухари. В небольшом пруду плавала семейка чирков. Воздух был наполнен ароматами луговых трав, скрипучими серенадами кобылок и пением птиц.

Пройдя пару километров, мы дошли до широкого бугристого поля, на котором, кроме пестрого разнотравья произрастали редкие кустики карликовой березки, таволги, рододендрона. Ну а за полем, вдалеке-вдалеке синел небольшой лесочек.

- Дьаргалах за этими деревьями, - объяснил в своей грубоватой манере дядя. - Не отставай и не отвлекайся на всяких жучков-паучков...

Вообще, характер у дяди был довольно сложным, он любил всё и вся критиковать и далеко не каждый мог найти с ним общий язык. Кроме того, он нередко мог уходить неделями в запой, но, нянчась со мной, он менялся и даже переставал выпивать. Я чувствовал всю эту глубоко замаскированную заботу и ответственность за меня, поэтому сквозь пальцы смотрел на многие недостатки своего наставника...

И вот, наконец-то, мы дошли. Озеро впечатлило меня с первого взгляда. Оно было гораздо больше всех тех водоемов, которые я до этого видел.

Мы прошли к южному берегу озера и расположились на небольшом полуостровке, неподалеку от стекающего с сопок ручейка.

- Вот тут и будем ловить, - сказал Поликарп, скидывая рюкзак. Затем он достал оттуда моток капроновой веревки, размотал его и, привязав одним концом к палке, которую тут же нашел на месте, швырнул деревяшку в озеро. Когда дядя начал подтягивать шнур к себе, палка, словно грабли, собрала на своем пути почти всю водную растительность. Поликарп повторил этот прием еще пару раз, пока в воде не образовался "коридор" без водорослей шириной метр-полтора.

- Закидывай сюда, - посоветовал дядя, указывая рукой направление броска. - Только мяса побольше закрепи, летать лучше будет.

Суть задачи я понял и, размотав толстенную леску, приступил к рыбалке. Но поначалу ничего путного у меня не получалось. Я то наступал на леску во время заброса, то вытаскивал вместо рыбы один только рдест. Много времени терял на разматывание постоянно возникающей "бороды".

В конце концов, мне всё это начало надоедать и я уже хотел было устроить перерыв, как вдруг, во время очередной проводки, я ощутил рукой такой мощный удар, что от неожиданности чуть было не свалился в воду. Натянувшись и тревожно подрагивая, леска стала уходить куда-то в сторону.

Дяди в тот момент рядом не было, поэтому рассчитывать я мог только на свои силы. Намотав леску на предплечье, я постепенно начал отходить назад и спустя некоторое время, на травке, сверкая на солнце пятнистым телом, лежала моя первая щука. Восторгу не было предела!

Правдами-неправдами, в тот день я умудрился выудить еще пять хвостов и взволнованный новыми впечатлениями твердо и бесповоротно решил, что рыбалка - это самое увлекательное занятие в мире.

***

Позже старался ходить в Дьаргалах как можно чаще, понемногу приобретая свой личный рыбацкий опыт, который до этого ограничивался лишь ловлей гольянов и мелкого хариуса. Понял, что приходить на озеро с раннего утра не имеет смысла. Настоящий клев здесь начинался с полудня и продолжался почти до самого захода солнца.

Особенно мне нравилось наблюдать за закинутой блесной в тот момент, когда она попадала в зону видимости. Почти каждый раз можно было заметить, как за ней словно торпеды, плывут пять-шесть рыбин всё никак не решаясь атаковать мою неуклюжую и страшную приманку. Зачастую, почти у самого берега, наиболее жадная и смелая из них кидалась на блесну, и, попавшись на крючок, начинала молотить воду с такой силой, что шум стоял на всю округу...

В те годы в Оймяконе щук как-то особо и не употребляли в пищу. Поэтому в Дьаргалахе никто кроме меня и не рыбачил, за исключением одного человека, которого все называли Гапон.

Гапон, точнее Николай Гапожкин, стал нашим соседом именно в то лето. Ему, наверное, было тогда лет шестьдесят. Это был невысокого роста, худощавый русский старик довольно колоритной внешности - лицо, испещренное глубокими морщинами, чрезвычайно большой красный нос и выразительно серые, очень близко посаженные глаза, полные неизъяснимой грусти. Откуда он родом, как попал в Оймякон, никто особо и не знал.

Жил Николай скромно, время от времени утешая себя брагой, которую сам и варил у себя в избушке. Работал он, кажется, разнорабочим в совхозе. Вечерами, если Гапон по пути домой заставал Поликарпа во дворе, они обязательно выкуривали по папиросе, делились новостями.

Моя сердобольная бабушка видимо жалела Гапона, и раз в неделю угощала его баночкой свежей сметаны. Эбэ (бабушка - прим. авт.) по-русски почти не понимала, как и Гапон ни слова не знал по-якутски. Но они всё же общались. Гапон всегда очень громко благодарил её и счастливый уходил домой. А меня он, кажется, даже и не замечал вовсе. Но однажды произошел случай, когда наши пути пересеклись...

Так вот, в очередной раз отправившись в Дьаргалах, я решил испытать удачу где-нибудь на новом месте. Побродив вдоль озера, я нашел удобную для заброса площадку и, раскрутив как следует снасть, что есть силы швырнул блесну в озеро. Я немного выждал, пока она притонет и начал подмотку. Протащив пару метров, я почувствовал, что тянуть стало как-то очень туго.

"Водоросли, наверное" - подумал я, продолжая вытягивать снасть. И тут, в том месте, где примерно должна была находиться блесна, по поверхности воды замолотил солидного размера щучий хвост. Я обрадовался и начал что есть силы подматывать леску.

Волнение достигло апогея, когда мне показалось, что я увидел белесое брюхо этой громадной рыбины. Оно было минимум как метра полтора в длину! Я начал еще усиленней вываживать, как вдруг оказалось, что это совсем не рыба, а рыболовная сеть, набитая щуками...

Первая мысль, которая возникла в тот момент, это закинуть злополучный "улов" обратно в воду и убежать куда-нибудь подальше. Но внутренний голос твердил мне, что так делать нельзя. К тому же, я уже догадывался, кому принадлежит сеть.

Я вытащил её из воды, очистил от водорослей и повесил сушиться. Всю попавшуюся рыбу разделал, сложил под сетями и закидал травой, чтобы не подпортили мухи.

Времени на всё это потратил немало, рыбачить уже не хотелось, и я решил вернуться домой. Уже подходя к Ючюгею, увидел идущего навстречу Гапона.

- Признаться или не признаться, - колебался я про себя, пока мы с ним не сравнялись. Буркнув "Здрасьте" я кивнул ему головой, а потом даже сам не понял, как выпалил:

- Я ваши сети нечаянно из воды вытащил! Извините!

- Нашкодил стало быть? - произнес с долей укора Гапон, но уточнять какие-либо подробности старик не стал и как ни в чем не бывало продолжил свой путь.

Мне стало очень легко на душе, и я вприпрыжку побежал домой. На следующий день я снова увидел Николая. Завидев меня, он приветливо помахал рукой и крикнул:

- Ну что малой, пойдешь со мной за щуками?

Я был счастлив, что Гапон не держит на меня обиды и с того времени до окончания моих летних каникул мы неоднократно с ним ходили на рыбалку. Дедуля показывал мне, в каких местах лучше ставить сети, научил, как рыбачить удочкой на живца и другим маленьким премудростям.

Незаметно наступила осень. За мной приехал папа и перед отъездом из Ючюгея я уже сам повел его на рыбалку, где показал то, чему научился за лето.

Помню, как улыбался отец, когда мне после первого же заброса удалось вытащить на сушу зубастую красавицу. Рыбачили мы, не спеша, без суеты, долго чаевничали, сидя у костра, и я безостановочно рассказывал ему свои летние впечатления.

...С той поры, оказывается,уже прошло без малого четверть века. Нет в живых ни одного из тех, кого я упомянул в этом рассказе. Что тут поделаешь? Таков уж естественный ход жизни. И всё же, во время каждой поездки в Ючюгей, отдавая дань традициям, я обязательно бываю в Дьаргалахе. И там, даже спустя столько лет, передо мной снова и снова оживают картинки того далекого и очень счастливого детства...

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться