home
user-header

                        
                        
Размышления об Ысыахе.
sachaja
Pro аккаунт
1 июля 2015 г., 20:50 в Author.Ykt.Ru 9474

 

 

Вот и прошел самый главный праздник Якутии - Ысыах. Как правило, наиболее масштабно его отметили в Якутске. Десятки тысяч горожан и гостей столицы собрались в этот день в местности Yс-Хатын, чтобы принять участие в праздничных мероприятиях.

 

 


Как приятно было видеть людей в национальных костюмах, испробовать кумыс, принять участие в осуохае, посмотреть на спортивные состязания, однако есть один момент, который от начала до конца праздника, словно ложка дегтя в бочке меда, портил впечатление от праздника. Нет, это не пробки на шоссе или собачий холод, а "декор" из воткнутых в землю берез.

 

 

 

А ведь береза всегда являлась священным деревом у народа Саха. К примеру, считалось, что она могла излечить бесплодие у женщин, если как следует её об этом попросить. И речь шла не о срубленных под корень деревьях, а о живых растениях. Ветки березы также использовались в качестве ритуального атрибута. Но ведь надо понять, что мы живет в 21 веке!

 

 

Справка: В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В преданиях о первом Ысыахе говорится о том, что «срезав молодые березки и лиственницы, Эллэй - первопредок якутов, воткнул их рядами в виде улицы до самого дома. Затем, свив веревку из черного и белого волоса и украсив ее пучками белого конского волоса, натянул ее на воткнутые деревья», «на дворе по кругу воткнул молодые березки».

 

 

 

Обряды обрядами, но все же почему нельзя на месте постоянно проводимого праздника высадить аллею из живых берез, а в качестве "махалок" использовать искусственные ветки, которые без проблем можно приобрести по вполне приемлемой цене? И тогда не надо будет ежегодно без толку губить по нескольку сотен деревьев, для того, чтобы потом их просто выбросить.

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
  • 1 июля 2015 г., 21:06
    Snake_Goliaf   Пожаловаться

    всё заложено в бюджет. и закупка саженцев и их "уничтожение"...

    • Комментарий удален
    • 3 июля 2015 г., 17:51
      ambercomfort   Пожаловаться

      Snake_Goliaf, а бюджет,повторюсь ,с вашего же кармана.. БЕА не пострадает..У него и пенсия достойная и живет припеваючи и воруя у вас же

      • 3 июля 2015 г., 19:16
        Snake_Goliaf   Пожаловаться

        ambercomfort, тут хоть видно как расходуется бюджет. А вы были на ысыахе? Если были, оцените масштаб, сколько рабочих, студентов, бомжей пристроить на подработки... Никто воду не красит же? Никто на разгон облаков не выделял средств? Все было в рамках, кто сколько мог, столько и сложил... считайте что праздник был и за ваш, и за мой, и за чужой счет.

      • 4 июля 2015 г., 00:07
        kutuyah.70   Пожаловаться

        ambercomfort, а ты думаешь у вас не воруют ? Ты откуда будешь холоп ?

  • 1 июля 2015 г., 21:41
    Лора999   Пожаловаться

    Печальный репортаж...

  • 1 июля 2015 г., 21:50
    Snake_Goliaf   Пожаловаться

    сейчас многое делается для шоу, для визуального соприятия. Так наверное даже выгоднее - закупить плохие саженцы, потом их уничтожить... чем тратиться на их содержание, полив и прочее...

  • 1 июля 2015 г., 22:00
    nasorog   Пожаловаться

    Высаживать - не культурно.

  • 1 июля 2015 г., 22:02
    aik   Пожаловаться

    здравое предложение

  • Как себя помню всегда втыкали. Это же чэчир. Ритуальный круг, например, из молодых березок должен быть. Это обычай. Как вы себе представляете? Посадить по-настоящему? Чтобы они росли? Со временем большие березы там будут же. Березовые рощи хотите? Представляете в каждом тюсюлгэ, рядом с сценами или вдоль дорог огромные березы? Или хотите заставить отказаться от обычая украшать местность молодыми березками? Тогда от букетов цветов откажитесь, гуманные вы люди. Для успокоения думайте и знайте, что ради испрльзования на ысыахе специально выращиваются березки. Когда растут, они выделяют кислород, приносят пользу человечеству (это я как дитям малым объясняю какую выгоду получаем от этого обычая).

    • Автор
      2 июля 2015 г., 02:32
      sachaja   Пожаловаться

      GerdaYaroslavskaya, не знал, что у нас выращиваются березки, специально для чэчира. Спасибо за инфо, подскажите, где находится данный питомник, сделаю фоторепортаж. 

       

      А что плохого вы увидели в ухоженной аллее из живых берез? И огромными они сразу не станут, нужны годы. К тому же они будут высажены не где попало.

       

      Обычаи обычаями, но должен быть учет и экологической стороны вопроса. На худой конец, ритуальный круг можно сделать из тех же искусственных березок, или, если это совсем неприемлимо, то сделать его символичным, только на месте проведения официальной части праздника, а не по всему тюсюлгэ.

       

      У всех народов есть много обычаев, от которых постепенно отказались или видоизменили в силу их несоответствия современным этичиеским или экологическим нормам. Ничего страшного в этом нет. Или вы до сих пор думаете, что чукчи, например, подлаживают своих жен гостям или душат умирающего родителя?  

       

      Ысыах будет праздноваться, пока существует народ Саха. Но времена Элляя давно прошли, нас становится все больше, наше влияние на природу растет. Мы гордимся тем, что к нам на праздник приезжает все больше туристов, а сами занимаемся тем, что портим природу, одновременно восхваляя её в алгысах. Как-то противоречиво.

       

      И не стоит делать сравнение с букетами цветов. Букеты, к которым при привыкли, действительно выращиваются специально, никто не продает букеты из полевых цветов и массово никто их не рвет. К тому же жизненный цикл у них сильно отличается. Чтобы вырос цветок, необходим в среднем месяц-полтора, чтобы выросло дерево до размеров чэчира - годы.

       

      И последнее, про фотосинтез:))) Думаю, что посаженные деревья кислорода будут выделять не меньше, чем те, которые "специально выращиваются" )))) Как-то так...

       

      • sachaja, очень надеюсь, что никогда не прислушаются к вашим предложениям об искусственных березках или аллеях. Пусть хоть что-нибудь остаётся в первозданном виде. И так везде замена настоящего искусственным. Сравнение обычаев абсолютно не в тему. При чем здесь берёзки и убийство стариков? Вы представьте, что на Ус Хатыне все урасы и бала5аны построены из пластика или другого суперсовременного материала? 21 век же. Ус Хатын задуман как местность , на котором человек может прикоснуться к старине, наследию , к тому, как было. Пусть в городе делают как хотят все современным. Там не трогайте. Оставьте в покое. Не лезьте со своими современными предложениями. Совсем печально будет. Лично мне , например, даже не захочется туда пойти. От искусственных березок вообще плакать захочется. Поставьте у себя во дворе искусственные деревья и наслаждайтесь. Ус Хатын не трогайте.

        • Автор
          2 июля 2015 г., 10:57
          sachaja   Пожаловаться

          GerdaYaroslavskaya, причем тут мой двор?) Я у себя во дворе не занимаюсь втыканием срубленных деревьей в почву, а сажаю живые. Если вы так против современного подхода при обустройстве тюсюлгэ, напишите жалобу организаторам ысыаха. Там ведь часть сэргэ, декорации в виде кытыйа, чоронов, и даже кумыс сделаны из искусственных материалов.

          • sachaja, ну, вот. Говорю и так замена идёт. Не надо больше. Ваш двор при том, что вы не прочь видеть искусственные деревья. Это ваше личное, вот пусть и будет в вашем дворе)). Общественные мероприятия причём из-за ваших личных прихотей?

            • Автор
              2 июля 2015 г., 11:34
              sachaja   Пожаловаться

              GerdaYaroslavskaya, кстати, возмущались вы много, но так и не сказали, где находится питомник, где "специально выращиваются" березки ? )

              • 2 июля 2015 г., 12:50
                Qneberg   Пожаловаться

                sachaja, для этого не нужен питомник. У нас линии ЛЭП по всем сопкам идут. То что растёт под ними подлежит обязательной вырубке. Кстати, оттуда же продают и живые ели на НГ.

                • Автор
                  2 июля 2015 г., 13:07
                  sachaja   Пожаловаться

                  Qneberg, да и не говорю, что он нужен, просто предыдущий комментатор сначала приятно меня удивил, сказав, что для ысыаха специально выращиваются деревья).

      • 2 июля 2015 г., 12:49
        iGorokh   Пожаловаться

        sachaja, березы очень быстро растут в высоту и приносят очень много потомства (рядом)

      • 19 июля 2015 г., 15:00
        marika2015   Пожаловаться

        sachaja, Знаете, растения в начале роста надо разреживать?  Вот так же и с березками. Они растут густыми кучками, половина потом вымирает, сохнет. Потому что места,питания всем не хватает.  Вот в таких местах и берут чэчир.  Ругаетесь по любому поводу, не зная в чем дело в сущности.

        • Автор
          19 июля 2015 г., 15:19
          sachaja   Пожаловаться

          marika2015, советую вам писать сказки) Я прямо представил спасителей зеленого леса, которые прореживают заросший березняк.  Дайте ссылку на статью, репортаж или на худой конец документ, где говорится об описанном вами мероприятии. И интересно, где я ругался и по какому поводу? Я выразил свою точку зрения и обосновал её. 

          P.S. Копия одного из моих комментов, на тот случай, если вы проглядели "если устроитель ысыаха был знатным человеком, то он ставил тюсюлгэ из четырех столбов (тюёрт атахтаах тюёлбэ тюсюлгэтэ), соединенных сверху перекладиной, то есть площадь была совсем маленькой. И чэчир втыкался вокруг него. У не очень богатых устроителей было всего по два столба. А сейчас что? Огромная территория вся истыкана срубленными деревьями. Как тут на это не обращать внимания?

          • 19 июля 2015 г., 18:00
            marika2015   Пожаловаться

            sachaja, Какие сказки, это реальность. На новом месте, например в просеках или у дорог березки вырастают из семян очень густой порослью, половина погибает, только половина превращается в дерево. Вы мало бываете на природе или не жили в сельской местности, поэтому не знаете.  Чэчир берут именно в таких местах. Это на селе все знают.  Чэчир нужен для того, чтобы обозначить место проведения обряда, украсить туЬулгэ для распития кумыса. Какие четыре столба? Это в древности, когда на ысыах собирались родом или наслегом. А ысыах Туймаады многолюдное мероприятие, туЬулгэ большое должно быть.

                Мне казалось, что Сахаайа женское имя...

            • Автор
              19 июля 2015 г., 18:02
              sachaja   Пожаловаться

              marika2015, "Вы мало бываете на природе или не жили в сельской местности"  вы подняли мое настроение на весь день, спасибо и до свидания)))))

    • 2 июля 2015 г., 14:25
      marmare   Пожаловаться

      GerdaYaroslavskaya, в якутске березы все время низенькие и тоненькие. Так что и посаженные березы выглядели бы как чэчир хотя бы лет 20

    • 3 июля 2015 г., 12:33
      MM   Пожаловаться

      GerdaYaroslavskaya, если уж говорить об обычиях то Ысыах праздновался 22 июня в 4 утра, во время летнего солнце стояния. Но теперь в силу этических сооброжений переносят на выходные, потому что  в 1941 году 22 июня во время летнего солнце стояния фашисткая германия напала на СССР.

      • MM, правильно. Торжество теперь надо в другой день отмечать. Но мы (и многие другие якуты) в ночь на 22 солнце встречаем. На ысыахе тоже солнце встречаем под алгыс и когда много народу единение и сила. Так что дата тут может быть и другой.

        • 3 июля 2015 г., 14:26
          MM   Пожаловаться

          GerdaYaroslavskaya, имею ввиду что некоторые обычая вполне можно изменить, с учетом современных требований. и деревья можно посадить, а не рубить молодняк.

          • MM, нельзя на ысыахе сажать берёзки. Почитайте внимательно комментарии, найдёте ответы. Никакого вреда природе от срубленных деревьев нет.

            • 3 июля 2015 г., 19:13
              MM   Пожаловаться

              GerdaYaroslavskaya, Послушайте себя еще раз. Кто сказал что нельзя сажать березки? В угоду времени Ваш главный праздник перенесли на 3 дня и никто ничего не говорит, попробуйте Рождество перенести на три дня. "Никакого вреда природе от срубленных деревьев нет" - и этим про вас всё сказано. Многие тоже так любят говорить, а тем временем додаетаевает Ларсен С.

              • MM, березы лучше размножаются, когда их рубят. Я вообще не понимаю людей, которые серьёзно рассуждают о вещах, в которых не разбираются. Мне даже объяснять ничего не хочется.

                • Автор
                  3 июля 2015 г., 20:00
                  sachaja   Пожаловаться

                  GerdaYaroslavskaya,  "березы лучше размножаются, когда их рубят" )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Я вижу, вы спец в этих делах.

                  • sachaja, прочитайте ещё раз комментарий kinat. В интернете поищите информацию, если вам мало, чтобы понять.

                    • Автор
                      4 июля 2015 г., 12:02
                      sachaja   Пожаловаться

                      GerdaYaroslavskaya, я понял, вы наверное пытались сказать "прореживание")

                      • sachaja, придираетесь к словам. Хорошо, скажу по-другому. Вырубка в березняках способствует лучшему росту берёз. Вы же прекрасно понимаете и лишь бы придраться. Я не вам ответила. Вам-"до свидания" было сказано давно.

                        • Автор
                          4 июля 2015 г., 18:28
                          sachaja   Пожаловаться

                          GerdaYaroslavskaya, вы начали снова и снова отписываться на странице моего блога, так что не стоит возмущаться. Что делать, если вы возращайтесь незваным гостем и начинаете нести одно и то же? Создайте у себя пост и критикуйте меня сколько хотите. 

                          • 19 июля 2015 г., 18:03
                            marika2015   Пожаловаться

                            sachaja, Мой топ, значит, я во всем прав? Тогда зачем вам форум, если другие не имеют права высказываться.

                            • Автор
                              19 июля 2015 г., 20:43
                              sachaja   Пожаловаться

                              marika2015, ну почему же, высказываться имеет право каждый, но по разу достаточно, если нет новых аргументов в пользу своего мнения. А бездумно мусолить одно и тоже требовать удаления поста неправильно. 

                    • 4 июля 2015 г., 13:18
                      MM   Пожаловаться

                      GerdaYaroslavskaya,

                      Вы так наивно полагаете что толстосумов в руководстве мэрии заботит природа? И они специально ездят за сотню километров чтобы проредить березки? Вы верите в то что говорите? Ваша наивность смешит даже мои тапочки. До войны в местности Усть Хатын был лес, рощи берез, луга зелени, как это можно увидеть в районе Тулагино возле дамбы или лес на острове 202 мкрн, так же и там было в Усть Хатыне, все эти территории засадили пшеницей, и итог - почти пустыня. Ваши действия не последовательны и не разумные. И это не только в России но и во всем мире. Остается лишь констатировать факты.

                      • MM, если даже не специально, но прореживается же. Хотите сажать березы, сажайте. Мест, нуждающихся в озеленении полно, правильно говорите. Но пытаться чэчир заменить посаженными деревьями или искусственными это глупо.

                        • Автор
                          4 июля 2015 г., 18:23
                          sachaja   Пожаловаться

                          GerdaYaroslavskaya, специально для вас копирую один из комментов, который вы возможно не углядели "... если устроитель ысыаха был знатным человеком, то он ставил тюсюлгэ из четырех столбов (тюёрт атахтаах тюёлбэ тюсюлгэтэ), соединенных сверху перекладиной, то есть площадь была совсем маленькой. И чэчир втыкался вокруг него. У не очень богатых устроителей было всего по два столба. А сейчас что? Огромная территория вся истыкана срубленными деревьями. Как тут на это не обращать внимания?" 

  • 2 июля 2015 г., 09:37
    tate.810913   Пожаловаться

    березки срубают под электролиниями(ЛЭП). там каждый год плановая рубка идет

    • Автор
      4 июля 2015 г., 12:06
      sachaja   Пожаловаться

      tate.810913, плановая рубка идет везде - и под ЛЭП и у дорог, но это вынужденные меры без какой-либо другой альтернативы. А то, что именно эти растения втыкаются как чэчир, это еще бабушка надвое сказала. 

  • 2 июля 2015 г., 10:05
    kinat   Пожаловаться

    Это называется "Чэчир". Всегда так делали. На месте прореживания березовая роща  лучше растет.

    Березу называют деревом-пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли — заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т.д. Удивляться этому не приходится: дерево ежегодно и обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительное расстояние.

    Береза прекрасно размножается семенами. Однако она может размножаться также порослью от пня, как и многие другие лиственные деревья. После того как срубят взрослую, не слишком старую березу, откоры пня отрастает масса молодых побегов. Со временем многие из них погибают, а оставшиеся сильно увеличиваются в размерах. В конце концов их сохраняется обычно не более 4—5 и они вырастают во взрослые березы. Вот почему в березовых рощах мы так часто видим не одиночные деревья, а целые их группы из нескольких стволов. Не всякий догадается, что такая группа деревьев — поросль от пня. Ведь сам пень к этому времени полностью разрушается, перегнивает.

    Еще их березы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь. Большим спросом пользуются и березовые метлы. Вы ходите в бани, на шашлыки? Притом гораздо чаще, чем 1 раз в году на ысыах?

    Не лейте фальшивые крокодильи слезы по березе, уважаемые шашлычники и любители баньки каждую неделю!

    • Автор
      2 июля 2015 г., 10:48
      sachaja   Пожаловаться

      kinat, наконец-то адекватный комментарий против поста) Частично соглашусь, но речь-то идет не о дикой роще, а об ухаживаемом участке земли. Больший затрат и времени не надо, чтобы раз в год где надо подрезать, подправить, если что-то не так начало расти.

       

      И еще, не думаю, что из выброшенных берез сделали веники для бань, или тем более начали получать уголь или деготь. Их просто выкинули.

  • Вам же не придёт в голову предложение, например, осуохай просто хороводом заменить? 21 век же. Зачем запевалы когда есть попса? Таких примеров кучу можно привести. Если так жалко деревья, сами занимаетесь озеленением города. Вы хоть одно дерево посадили? Наверное, нет. Не разбираетесь же. Думаю, на Ус Хатын десятилетиями будем ысыах праздновать. Зачем там аллеи из взрослых берёз? Чтобы потом от них зависеть при планировке построек, например. Совсем у вас неразумное предложение какое-то. Вы то ли не якут, то ли душа не якутская. Как можно искусственные березки на ысыах предложить.

    • Автор
      2 июля 2015 г., 10:41
      sachaja   Пожаловаться

      GerdaYaroslavskaya, примеры вы подобрали крайне неудачные, попробуйте снова. В осуохае или запевалах нет ничего аморального или вредного. Теоретически, если таковое наблюдалось, от него бы давно отказались. 

  • Аморального т9

  • Кстати, декорация сцены и нарисованной может быть. Это не ритуал и не обычай. Пластиковые кытыйа там к месту.

  • 2 июля 2015 г., 11:45
    nervometr   Пожаловаться

    Очень правильное предложение. 

  • Я не писала про питомник. А про места для плановой вырубки деревьев, наверное, лесничие знают.

  • Оставайтесь при своём мнении. Сами понимаете, несмотря на таких как вы, караван идёт. Традиции останутся.

    • Автор
      2 июля 2015 г., 12:22
      sachaja   Пожаловаться

      GerdaYaroslavskaya, Вот и не переживайте так сильно. Кстати, отдавая дань традициям, можете переехать жить в юрту, а на работу ездить на лошади или быке. 

      • sachaja, это вы утрируете и даже оскорбляете людей, которые работают в сфере культуры, пытаются что-то сохранить, донести до нового поколения. И ,вообще, какой-то упертый и не очень умный человек. Да, до свидания, а то правда нервируете.

        • Автор
          2 июля 2015 г., 12:38
          sachaja   Пожаловаться

          GerdaYaroslavskaya, очень рад, что уходите, а то зашли в гости и скандал устроили. Бросайте такую дурную привычку)

          • 2 июля 2015 г., 15:41
            ambercomfort   Пожаловаться

            sachaja, по моему всегда находятся такие кто обязательно попытается полить  или облить чем то дурнопахнущим.)После прошлого празднования ысыаха я тоже поднимала этот вопрос о вырубке молодняка берёз,так тогда меня с потрохами не съели помню. Искусственные берёзы ведь могут подольше служить без ущерба для природы. Итак от пожара достаточно гибнет лес.

  • 2 июля 2015 г., 12:17
    mayatnik   Пожаловаться

    спбо 

  • 2 июля 2015 г., 12:27
    kinat   Пожаловаться

    Специально не выращивается, конечно. Но есть места плановых бырубок деревьев. Например, постоянно надо вырубать просеки под электрическими линиями. /

  • 2 июля 2015 г., 13:39
    algevi   Пожаловаться

    молодые березы каждый год срубают планово сотнями тон вдоль федеральных автодорог для видимости, вдоль жд и наконец под линиями электро передач. так что о чем речь то?

    но все таки аллеи могли бы саженцами заменить а где ритуал пусть втыкают

  • 2 июля 2015 г., 13:42
    Aleks_N   Пожаловаться

    Я там видел лошадь с рассеченным подбородком, кожа да кости

     

    Стояла привязанная к сэрге на главной аллее

  • 2 июля 2015 г., 14:01
    hotuna   Пожаловаться

    Всегда так было, но мне это тоже не нравиться. Я считаю Ваше предложение разумным. И вообще, не слишком ли мы увлеклись язычеством

  • 2 июля 2015 г., 15:24
    BADWOLF   Пожаловаться

    Погода подвела, ысыах не удался... Деньги потрачены впустую, дорога туда и обратно одни нервы, а вы про берез...  Березы думаете будут лежать там, вряд ли, их уже давно увезли оттуда предприимчивые люди.

  • 2 июля 2015 г., 16:10
    dear   Пожаловаться

    sachaja, на 200% согласна с Вами. Здесь писали, что березки срубаются под ЛЭП. Если бы... 

  • 2 июля 2015 г., 16:38
    DrDry_honnor   Пожаловаться

    Автор, конечно, прав относительно вырубки деревьев, однако, как мне объяснили старцы, это пожертвование, и оно должно быть

  • 2 июля 2015 г., 17:15
    platov   Пожаловаться

    Это Чэчир, культуру народа надо знать. Псевдоэкологи достали. Еще в баню завтавьте с искусственными вениками ходить, комики.

  • 2 июля 2015 г., 17:19
    099   Пожаловаться

    На 1000% согласен с топистартером. Сомневаюсь что эти березы с просеки. Те что под проводами растут, там же под ними лежать и остаются. Даже на стройке ГРЭС-2 не дают людям поваленый лес собрать. А тупо жгут. Что уж говорить об этом пафосном мероприятии. Мадам, про фотосинтез вы конечно умно сказали. Но выращивание специально для Ысыаха это бред. Палочно-галочное весеннее мероприятие по по высадке саженцев считаю носит такой же губительный эффект. Выкопать выкопали. а посадили так, чтоб домой побыстрее убежать.

    Так хорошо все про березы пишете, но у меня на даче что то они никак сами не размножаются, не кустятся и ввысь еле еле растут. Ребята, вспомните где мы живем! У нас все растения карликовые. Надо беречь и без того хрупкую природу!!!!
     

  • 2 июля 2015 г., 17:24
    ЦМ   Пожаловаться

    Ыhыах уже давно не главный праздник якутов, а еще одна возможность поиметь бабосы. Неужели это до сих пор не понятно?! 

  • 2 июля 2015 г., 17:26
    Grenada   Пожаловаться

    на новый год большинство ставят искуственные елки и никто не помер. важна сама духовность а не ее атрибуты в виде несчастных срубленных березок

     

  • 2 июля 2015 г., 19:33
    zhai   Пожаловаться

    нельзя сажать березки, как нельзя сажать и ветки с вербного(пальмового) воскресенья

  • 2 июля 2015 г., 19:50
    miena   Пожаловаться

    Топ вообще не в тему. Блоггеры, такие блоггеры. Почему реальные проблемы не поднимаете. Искусственно из пальцв высосанные проблемы. Эти березки растут на просеках лэпа. Я сам каждый год вижу как там их вырубают, для нашего с вами же удобства. Что бы был свет в домах. Может запретить лэпы? Вы дома в туалет ходите наверное, это ваше дело думаете испаряется на пути к реке?

    • Автор
      2 июля 2015 г., 20:09
      sachaja   Пожаловаться

      miena, Спасибо за мнение, но в посте нет ни намека на то, что эта самая архиважная проблема Якутии. Просто если существует более цивилизованная альтернатива чему-либо, то почему бы ею не воспользоваться? Ведь всё начинается с малого. И еще, о каких реальных проблемах вы хотите узнать? Подскажите, буду признателен. Со временем и это осветим. Не всё ведь сразу. 

  • 2 июля 2015 г., 21:49
    хехе12345   Пожаловаться

    жалко лошадок---((((((((((((((((((

  • 2 июля 2015 г., 23:57
    мухарби   Пожаловаться

    В Якутии люди в бараках живут в говне тонут, на эти деньги сотню семей можно было жильем обеспечить, вообще этот праздник справляли раньше скромно после того как все посадят на полях, а теперь? Все бурьян поросло. У олениводов зарплата 10 тысячь, деревенские в нищете живут, а городские пляшут веселятся, противно

  • 3 июля 2015 г., 00:29
    stiro   Пожаловаться

    Чэчир- это самое главное таинство на ысыахе. Когда алгысчыт обращается к верхним божествам айыы, чтоб они спустились и приняли подношения, приняли алгыс и благославили простых смертных, т.е. нас, божества айыы спускаются и садятся на салама подвязанные к чэчир, при этом чэчир не должен быть связан с нижним миром, т.е. иметь корни. Если использовать посаженные березки они будут связаны с нижним миром своими корнями. В этом и вся философия этого мероприятия, поэтому срубленные березки будут во все времена, когда будут праздновать ысыах. Конечно при этом для бессмысленного сруба деревьев стараются использовать плановые рубки под ЛЭП, красной линии трасс и т.д.

    • Автор
      3 июля 2015 г., 01:34
      sachaja   Пожаловаться

      stiro, спасибо за коментарий. Всё конечно здорово, об этом надо знать, все же останусь при своем мнении. Хотя как мне кажется то, что "чэчир не должен быть связан с нижним миром и т.д." - домыслы наших современников. 

      По крайней мере, в работах таких известных фольклористов как Эргис (Гермогенов) или Боло об этом ничего не сказано. Нет подобных данных и в работе этнографа Н.А. Алексеева. Но зато есть информация, что если устроитель ысыаха был знатным человеком, то он ставил тюсюлгэ из четырех столбов (тюёрт атахтаах тюёлбэ тюсюлгэтэ), соединенных сверху перекладиной, то есть площадь была совсем маленькой. И чэчир втыкался вокруг него. У не очень богатых устроителей было всего по два столба. А сейчас что? Огромная территория вся истыкана срубленными деревьями. Как тут на это не обращать внимания? 

       

      P.S. Писал об этом выше, но повторюсь - не лучше ли заменить чэчир на искусственные деревья или хотя бы делать ритуальный круг из берез только на главном тюсюлгэ. А живые деревья все равно должны быть - это и тень в жару, и защита от ветра и пыли, да и просто красота. Тысячи горожан вдоволь могли бы и селфиться, и релфиться и т.д.

    • 3 июля 2015 г., 17:54
      ambercomfort   Пожаловаться

      stiro, ))))))))))))

  • 3 июля 2015 г., 07:40
    kinat   Пожаловаться

    Блогеру непонятно, он же с Севера, объяснения даже не принимает, он человек другой культуры.

    Это то же самое, что якутам пойти на тундру и учить эвенов как праздновать свой эвенский праздник.

    • Автор
      3 июля 2015 г., 11:16
      sachaja   Пожаловаться

      kinat, ух как загнули)))) Понятно, что это из-за отсутствия веских аргументов (ну, кроме того, что это традиция). А свое обоснование я неоднократно озвучивал как в посте, так и комментах.  Если вы до сих пор этого не поняли, значит и не поймете. 

      • 3 июля 2015 г., 17:49
        ambercomfort   Пожаловаться

        sachaja, традиции уничтожать природу я не подпишусь... если честно нет такой традиции все выдумано..смотрите видео тех времён.. березы там настоящие...вокруг алааса..старину пили кумыс и ели мясо и осуохай вели..березовыми листьями не махали!

  • 3 июля 2015 г., 10:14
    watchman   Пожаловаться

    Согласен с автором.

    Конечно, искусственные чэчир - совсем не то. Здесь я понимаю негодующие комментарии.

    А в остальном, всё верно: пускай будут настоящие чэчир, но поменьше, не на всю огромную территорию. Ничего в этом страшного и кощунственного не вижу. И традиции будут соблюдены, и природа меньше пострадает.

    И да, хорошо бы посадить живые деревья. А то бывает, нигде не спрячешься от жары и от дождя.

    • 3 июля 2015 г., 17:57
      ambercomfort   Пожаловаться

      watchman, разговор идет не о тех берёз которые вокруг алгыса а о тех которые втыкаются вокруг алааса,вокруг алааса и тем кто машет листьями березы можно заменить искусственными. Вот о чём мы говорим.

       

  • 4 июля 2015 г., 10:18
    Торч   Пожаловаться

    Автор думал, что выразит общее мнение, а лоханулся.

    Статейка для статейки

    • Автор
      4 июля 2015 г., 11:40
      sachaja   Пожаловаться

      Торч, я выразил свои мысли и не мне без разницы кто что подумает. Так что понятия "лоханулся" или "лох" подходит к вам, раз вы так считайте, что прогибаться под мнение толпы - норма жизни)

  • 23 сентября 2015 г., 11:02
    Vyshenka   Пожаловаться

    ))) увидев тему поста "Размышления об Ысыахе" подумала, вот оно, вот куда мне надо написать наболевшее))) не тут то было)))

    а вообще, если у вас планируется еще посты на тему ысыаха, прошу заметить, что на огромнейшей территории проведения Ысыаха очень мало скамеек для просто гуляющих (старики, которые не в силах разбить себе мини лагерь, например) и просто  мини-беседок со столиками... Смотреть больно, как они прикорнув где-нибудь достают оладушки, бутылочки с водой утоляют жажду(((. Каждый год вожу свекровь на праздник  и теперь уже наученная опытом ношу для бабушки переносной стул. А так хочется просто прогуляться, размахивая непринужденно сумочкой).

    Вот так и ходят наши старики, молодые мамочки и приподнимаясь на цыпочки заглядывают в тюсюлгэ к слугам народа, которые въезжают на территорию на своих авто до тюсюлгэ, у них там накрыт боХатый стол, музыка.... карочи отдыхают)))

    А народ и на травке посидит...

    это наверно больше похоже на "накипело".

     


     

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь