home
user-header

                        
                        
МУЗЫ…
21 мая 2019 г., 12:17 359

 

 


 

 …О музах сохраняются предания,
но музыка, и живопись, и стих —
все эти наши радости недавние —
происходили явно не от них.
Мне пять сестер знакомы были издавна:
ни с чьим ни взгляд, ни вкус не схожи в них;
их жизнь передо мною перелистана,
как гордости и верности дневник.
Они прошли, безвкусью не покорствуя,
босыми меж провалов и меж ям,
не упрекая жизнь за корку черствую,
верны своим погибнувшим друзьям.
Я знал их с детства сильными и свежими:
глаза сияли, губы звали смех;
года прошли,— они остались прежними,
прекрасно непохожими на всех…
Я каждый день, проснувшись, долго думаю
при утреннем рассыпчатом огне,
как должен я любить тебя, звезду мою,
упавшую в объятия ко мне!..

 

Николай Авсеев. «Пять сестер». 1956

 

 

 

 

 

…Странная аберрация: в современном языке слово «музей» обозначает нечто устаревшее, вышедшее из употребления, старомодное, клонящееся к упадку или вообще отжившее. Назвать кого-нибудь «музейным экспонатом» - все равно, что признать: это – живой мертвец, человек, опоздавший на пароход истории и оставленный навсегда на своём берегу, неумолимо отдаляющемся от нас в прошлое. Но хранить как религиозные реликвии археологические, художественные или научные свидетельства минувших эпох, исчезнувших цивилизаций – всего лишь одно из назначений музея, к тому же далеко не самое важное. Если же речь идёт о художественном музее, его главная функция – обогащать современников божественной, творческой жизненной силой людей из прошлого, добавляя нашему жизненному опыту новые эстетические переживания и духовное возвышение.

Художественный музей не столько просвещает нас относительно реальных свершений предшествующего и сегодняшнего поколений, сколько рассказывает о свойственных им недостижимых и абсолютно чистых устремлениях, о способности мечтать, желать, любить, жертвовать и чувствовать – иными словами, о воображаемом восстании духа против ограничений, навязываемых общепринятыми условиями человеческой жизни, - способности, которой наделены исключительные личности, являющиеся, подчас, людьми планетарного масштаба. Дерзкие и смелые мечты и желания – вот строительный материал для мира художественного музея, та контрреальность, что строится из радости и слёз, когда в дело годятся и подвиг, и жертвенность, и совершенство, и чувство, и бредовый вымысел. Не вписываясь в реальную историческую действительность, они обретают права подданства в обширном, хотя и иллюзорном для внемузейных людей, царстве вымысла, где провинции мысли и искусства наделены особыми, нерушимыми правами.

Кто-то приходит в музеи, чтобы изучать ту или иную эпоху, узнать о нравах и обычаях, постичь суть важнейших исторических событий, увидеть лица великих деятелей своей культуры или поглядеть, какие дамские платья тогда-то и там-то были в моде. Разумеется, музеи превосходно справляются с этими задачами; кроме того, они дают сумму знаний по истории и культуре. И все же те, кто именно в этих целях использует музеи, извращают их исконную суть, уподобляясь человеку, читающему роман для того лишь, чтобы выяснить, какие фразеологизмы, идиомы, неологизмы употреблялись в те времена, когда роман этот писался. Нет, мы отправляемся в музей, чтобы отрешиться от банальной обыденности повседневной жизни, сменить ее на великолепие нереальности, чтобы наши собственные фантазии слились с фантазиями, предлагаемыми нам, чтобы совершить странствие за пределы своей личности, изгнать призраков, обитающих в самых глубоких закоулках наших душ, скинуть с себя старую кожу и стать иными персонажами в ином месте и в иное время, вырваться за тесные рамки настоящего и уйти от него как можно дальше. С помощью окружающих нас образов, движимые их волшебной силой, мы хотим прожить другую жизнь – пусть хоть на несколько мгновений, на час или два, - не расставаясь при этом со своей личностью. Мы хотим оказаться сразу везде, не трогаясь при этом с места, хотим обрести бессмертие, не теряя своей бренной человеческой природы, и всемогущество – не поступаясь своим ничтожеством. Художественный музей в значительно большей степени, чем лаборатория или исторический архив, - это фабрика грез.

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), как и подобные ему мировые – это одно из тех мест, где превратности случайной и неслучайной истории, устремления и душевная сила людей, обладавших исключительным талантом и невероятным трудолюбием, хорошим вкусом и проницательностью, создали коллекцию произведений искусства выдающейся эстетической ценности и разнообразия. Еще в далеком 1943 году мечталось о новом, отопляемом (!) здании, о проведении лекций, докладов, творческих вечеров, о просторных и светлых мастерских, и о том, что «картинная галерея одновременно с этим должна будет явиться единственным в Якутии центром, руководящим эстетическими запросами, вкусами и начинаниями населения, юношества и объектом для их художественных экскурсий»… Путь, длиною в 90 лет, был нелегким и оттого по-особенному прекрасно неповторимым - полным забот и дум, радости и печали, моментов неописуемого счастья и моментов тревоги и печали… Путь этот не был бы пройден, если бы не люди, которые за всем этим стояли, именно они, своим сердцем, своей душой жили музеем, переживали за него, дарили ему себя полностью, всерьез и без остатка – это настоящие Музы – Габышева Ася Львовна, Неустроева Галина Гаврильевна, Сафронова Галина Афанасьевна (интересна и многозначна игра слов, предопределенная, наверное, судьбой свыше – МУЗейные создания могут быть только МУЗами, а не кем иначе). Как много и одновременно мало времени прошло! Сейчас музей расположен в красивом здании, стены его становятся свидетелями творческих вечеров, работают детские студии, проводятся экскурсии - и это только начало уже новой истории музея, уже вошедшего в век XXI, где музей является и будет являться храмом прекрасных, неудобных, честных, творящих, сгорающих в огне вдохновения, непоколебимых муз.

 

 

 

МУЗА 1. КАЛЛИОПА (МУЗА ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ) - АСЯ ЛЬВОВНА ГАБЫШЕВА

 

Удивительна река времени и судьбы… Раз войдя в бурное, горное и чистое, стремительно храброе русло, река так и течет себе открыто и вдохновенно по порогам десятилетий и вех, гордо и честно преодолевая превратности и крутые склоны, сохраняя при этом свою бесконечно голубую, невероятно хрустальную прозрачность. Так и река жизни и творческой судьбы Аси Львовны Габышевой – сколько бы столетий ни прошло – она так же будет гордо и полновесно течь и огибать, а где то и переворачивать камни-препятствия и покорять крутые склоны.

Габышева А.Л. (1949), искусствовед, член СХ России (1997), заслуженный деятель искусств РС(Я) (2002), заслуженный деятель искусств РФ (2007), академик Академии духовности РС(Я) (2011). С 1970 работает в Национальном художественном музее РС(Я) (до 1995 г. Якутский республиканский музей изобразительных искусств имени проф. М.Ф. Габышева), прошла все ступени роста от научного сотрудника до директора музея. С 1995-2019 – генеральный директор ГБУ Государственного музейного художественного комплекса «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)». В 1995 г. совместно с сотрудниками ею была разработана концепция развития музея, определена миссия художественного музея и приоритетные направления деятельности. Внесла большую лепту в развитие музейного дела республики, в создание материальной базы НХМ, в систематизацию, формирование, пополнение и атрибуцию собрания музея. Является автором значительного количества фундаментальных изданий по изучению коллекции музея.

 

- Что для Вас музей?...

 

- Жизнь. Любовь и страсть… Испытываю катарсис, когда пересматриваю произведения, погружаюсь в их космическую энергетику. Это прекрасно… понимаете – меняются времена, меняются люди, мир меняется, все меняется, но глядя на картины – испытываешь что-то такое, что Человеку до сих пор неподвластно, что находится вне его постижения, нечто божественное…

 

Каким был Ваш самый первый день в музее?

 

(Красиво улыбается – прим. автора) Мой самый первый день работы в музее – помню как сегодняшний.. В первый же день мне довелось поработать с Владимиром Харлампьевичем Ивановым-Унаровым – вносить записи в инвентарную книгу. Он диктовал, а я записывала. Помню, как он красиво произносил названия разнообразных техник – “qiaro scuro”, “mezzotinto”, “akvatinto”.. И я все это записывала и думала, правильно ли я пишу или нет… боялась что-нибудь неверно записать, поскольку техники для меня были незнакомы и звучали завораживающе, как стихи, словно молитва… Полдня продолжалось мое мучение. Но, потом как оказалось все же незнакомые на слух техники были мною зафиксированы верно. Фонды музея в то время занимали небольшое помещение - это было очень узкое пространство и все было заставлено произведениями искусства. Самое мое первое лето в моем любимом музее так и прошло под знаком инвентаризации западноевропейского рисунка и печатной гравюры – было интересно и трепетно впервые прикоснуться через подлинники к дыханию древних эпох. Владимир Харлампьевич затем ушел на диплом, а после защиты – в ИГИ. Запомнилось, как наш директор, Лев Михайлович очень переживал по этому поводу, что из музея уходит искусствовед. Сейчас Вы мне напомнили – какое прекрасное время было! Мы были оглушительно молоды и полны дерзновений, впереди нас ждал прекрасный в своей трудности музейный путь!

 

- Что больше всего Вам врезалось в память, что больше всего запомнилось?

 

- Запомнился особый запах. Не могу идентифицировать – возможно, запах картона с пылью, и это запах особый, музейный… Полумрак, таинственное и сакральное место, куда мне позволили войти, куда я была допущена – штабеля картин, произведения Добрынина, майолика, кость… И тут еще эти звучные прекрасные слова, словно падающие откуда то сверху, с неба – “mezzotinto”, “chiaroscuro”, “aquatinta”…

Из моих первых дней в музее в лето 1970 года также ярко запомнилась творческая беседа Валериана Васильева и Афанасия Осипова – диалог между ними об искусстве на экспозиции западноевропейской живописи – я была невольным свидетелем и как будто окунулась в другой мир. Восхитила невообразимая свобода, с которой мастера говорили о разнообразных явлениях в истории искусства.

 

Благодаря частой смене выставок я узнала многих художников, познакомилась с ними – это был дружный коллектив. В то время художники активно участвовали в подготовке музейных выставок – помогали в развеске произведений, строили экспозиции. Думаю, это была большая школа – видеть, наблюдать и учиться, как художники работают на выставках, как они их видят.

 

- Каким должен быть музей?

 

Хотелось бы, чтобы были отдельные просторные залы, оснащенные новейшими технологиями, специализированное музейное оборудование, – уделить достаточное место якутской школе графики (потому что это мировое явление), развернуть целостную картину развития живописи и скульптуры, во всей красоте показать народное декоративно-прикладное искусство народов Якутии (кость, серебро, шитье, вышивку и т.д.). Музей хранит творения русских художников и не только живопись, но и рисунки и гравюры, плюс обширное отечественное искусство – весь XX век по всем видам и жанрам. Расширение музейного пространства позволило бы экспонировать многое что находится в фондах: к примеру, рисунки 1920-1930 гг. прекрасного художника, документалиста Василия Беляева. В будущем мы видим наш любимый Национальный художественный музей РС (Я) современным прекрасным храмом искусства с фонтанами, с самодвижущимися дорожками, с раскрывающейся крышей, утопающим в цветах, с раздвигающимися стенами экспозиции… А знаете, самое главное – это любить музей, жить им, гореть им, жертвовать ради него, познавать его суть, отдавать на его алтарь свое сердце и душу!... Надо, чтоб он купался в любви народной, тогда у него будет будущее и все в нем будет прекрасно!

 

 

 

МУЗА 2. УРАНИЯ (МУЗА НАУКИ) – НЕУСТРОЕВА ГАЛИНА ГАВРИЛЬЕВНА

 

Любой храм и пантеон невозможен без таких же духовных соратников-муз. В музейном храме – это Галина Гаврильевна Неустроева и Галина Афанасьева Сафронова. Неустроева Г.Г. (1951) – искусствовед, заслуженный работник культуры РС (Я) (2005), член СХ России с 1997. Заслуженный работник культуры РФ (2013). С 1979 – научный сотрудник НХМ РС (Я), заведующий отделом графики, с 1993 – заместитель директора по науке. Как председатель экспертно-закупочной комиссии НХМ РС (Я), внесла значительную лепту в систематизацию, формирование и пополнение собрания музея. Принимает активное участие в создании музейных стационарных и передвижных экспозиций разного уровня. Является одним из главных авторов Концепции перспективного развития НХМ и всех научных и популярных изданий музея. Многие искусствоведческие труды исследователя посвящены изучению и пропаганде якутской графики. Автор большого количества научных трудов и изысканий.

 

Каким был Ваш самый первый день в музее?

 

- Самый мой первый день работы в музее.. Это был сентябрь 1979 года… Вообще я много ходила по музеям, и в Галерее зарубежного искусства мне сказали, что есть место и, соответственно, я пошла на Хабарова, чтобы справиться именно там о вакансии. Помню, что экзамен я сдавала Наталье Михайловне, Галине Афанасьевне и Тимофею Андреевичу (Т.А. Степанову – прим. автора), который был, в силу того, что он реставратор, в белом халате и, тем самым, произвел на меня неизгладимое впечатление…

Помню, что я довольно успешно держала экзамен и меня приняли на работу. Той же осенью я познакомилась с Виктором Григорьевичем (Петров В.Г. – прим. автора) и Асей Львовной.

Необходимо отметить, что мой путь в музей, как это ни странно и удивительно ни звучало, начался еще с детских лет. В детстве я училась в школе-интернате со 2 класса. Он был необычным, в нем проводилось очень много экспериментов по воспитанию. Были эстетические классы, уроки пения, эстетики, танцев… В университете уже я училась у Иванова В.Х., где он у нас на протяжении нескольких курсов вел историю искусств. Во время учебы я каждый год выезжала на запад – Москву, Ленинград, Прибалтику – где мне довелось посетить многие музеи..

 

 

Научно-исследовательская экспедиция в Анабарском улус в рамках проекта «Раритеты Якутии»

 

- Какое событие музейной жизни Вам запомнилось больше всего?

 

- Издание книги И.А. Потапова… Чувствовалось, что книгу ждали. И когда она увидела свет, то музей организовал выставку Валериана Васильева. Это был 79 год и это была посмертная выставка памяти графика…

 

Самое важное событие в музее, на Ваш взгляд?

 

- Я бы все таки назвала открытие музея на Кирова, это 23 ноября 2005 года… Слишком много энергии и сил ушло на создание музея. Все мы создавали музей буквально своими руками. Помню, что в начале 90-х годов мы с супругом искали квартиру и все таки нашли ее, да плюс еще и с гаражом. Удивительно, но именно в гараже и удалось найти одну из жемчужин постоянной экспозиции Галереи зарубежного искусства – это английская балерина, исполненная в фарфоре. После многочисленных переговоров, все-таки хозяева продали нам эту статуэтку. Вот так формировался наш любимый, наш лучший музей.

 

- Что бы Вы хотели бы пожелать музею будущего?

 

-Все таки трудолюбия, терпения, любви к искусству, страсти к музейному делу.. Знаете, в музее – как в семье, любовь и уважение всегда на первом месте.

 

 

 

МУЗА 3. КЛИО (МУЗА ИСТОРИИ) – САФРОНОВА ГАЛИНА АФАНАСЬЕВНА

 

Галина Афанасьевна Сафронова (1947) – историк искусства, заслуженный работник культуры РС (Я) (2003), член СХ России с 2000, стипендиат ВТОО «Союз художников России» (2011). С 1976 – работает в НХМ РС (Я) научным сотрудником и заведующей отделом живописи. С 1995 – заместитель директора по хранению. Как председатель и член экспертно-закупочной комиссии НХМ РС (Я) внесла значительный вклад в формирование и пополнение собрания музея. Принимает активное участие в создании музейных экспозиций, отборе и экспозиции республиканских, российских выставок. Является одним из авторов Концепции перспективного развития музея. Автор статей в сборниках, периодической печати, радио и телепередач по изобразительному искусству. Автор многочисленных трудов.

 

Как Вы пришли в музей?

 

Очень банальная история. Всю жизнь мечтала быть археологом. Помню, прочитала «Ступени грядущего» Успенского. Меня все это потрясло.. Потом был «Золотой олень»… И вот под всем этим влиянием литературы – я пошла устраиваться в Краеведческий музей. Меня сразу приняли на работу, что я не ожидала. Что самое удивительное, меня приняли и в художественный музей. Интересен все такие перст судьбы – все это случилось именно в один день. Знаете, то было прекрасное время, среди молодежи буквально витал дух свободы, правды, особой интеллигентности. Молодые люди собирались компаниями, что-то горячо обсуждали, пели Галича. Высоцкого. Многие, я помню, увлекались искусством, коллекционировали открытки…

 

- Что для Вас счастье?

 

- Счастье – это пополнение фондов, музейной коллекции, выставочная деятельность. Когда мы привозили выставку из Третьяковской галереи – это было настоящее, искрометное счастье.

 

 

Галина Афанасьевна Сафронова, Ася Львовна Габышева на экспозиции

 

- Что именно для Вас музей?

 

- Музей – это развитие.. Вы знаете, он затягивает очень сильно, при чем достаточно незаметно и на всю жизнь. Любовь к предмету – это неотъемлемая часть музейной жизни. Вещи приходят – странные, интересные, необыкновенные – и когда начинаешь их изучать, то кругозор расширяется. В музее постоянно что-то узнаешь, постигаешь, живешь полной жизнью… В музее работают не ради денег, не ради наград, ради другого. И я с каждым десятилетием в этом убеждаюсь все больше и больше.

Мистические, прекрасные в своей непохожести, странные, сильные и слабые, предающие все и вся жертвенному огню искусства, красивые, ранимые и непоколебимые Музы – оставайтесь всегда альфой и омегой Музея, потому как только вы и есть сердце и душа этого храма…

 

 

 

Татьяна Басхардырова

 

 

 

Литература

1. Иванова-Унарова З.И. Художники Якутии: члены Союза художников России / Иванова-Унарова З.И. – Санкт-Петербург, 2006.

2. Государственный музейный художественный комплекс Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Художественное наследие Якутии. Живопись. Графика. Народное и декоративно-прикладное искусство. Золотая карта России. – Москва, 2002.

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь