home
user-header

                        
                        
Про Музей: Научный сотрудник
1 июля 2020 г., 12:03 292

 


 

Рубрика «Про Музей» приоткрывает завесу таинственности над музейными профессиями, знакомит с сотрудниками музея и раскрывает любопытные факты из истории музея и его экспонатов. Сегодня гость нашей рубрики - Кравцова Юлия Владимировна, заместитель генерального директора по научной и выставочной деятельности НХМ РС (Я), поделится своими размышлениями о научной деятельности музейного сотрудника, его тесном взаимодействии с объектами культурного и художественного наследия, поведает о республиканских и международных проектах музея и ответит на вопросы подписчиков.

 

Сегодня я хотела бы рассказать об одном из направлений деятельности – музейной науке. Научно-исследовательская работа вытекает из самой специфики музея, на него возложена нравственная ответственность за сохранение и изучение культурного и художественного наследия. В отличие от академической, музейная наука всегда обращена к ежедневной практике, ее специфика в очень тесном взаимодействии с музейным экспонатом. Главная задача каждого музея – собирать, хранить и исследовать культурное достояние, изучать и презентовать результаты. Научные сотрудники являются одновременно хранителями и исследователями, просветителями и экспертами, крен музейного искусствоведения всегда лежит в пристальной работе с произведениями. Поэтому всякое взаимодействие с экспонатом – будь то отбор произведения для музейного собрания, выбор условий его хранения, показа, реставрации или научной обработки – все приобретает научный смысл.

 

Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто в далекие 1950-е годы закладывал основы музейной науки. Это Лев Михайлович Габышев, бессменный директор нашего музея с 1952 по 1975 гг. Под его руководством были определены направления экспозиционно-выставочной деятельности, налажена учетно-хранительская документация, начата каталогизация музейного собрания. Он читал лекции, много печатался, установил контакт с ведущими музеями страны, Союзом художников СССР и РСФСР, коллегами из музеев других республик, с известными коллекционерами. Лев Михайлович привлек к работе в музей в разное время талантливых, творчески одержимых людей: этнографа-краеведа М.М. Носова, художников В.Г. Петрова, А.П. Собакина, искусствоведов В.Х. Иванова, Н.М. Васильеву, А.Л. Габышеву, тесно работал с исследователями. На основе музейной коллекции изданы труды по истории изобразительного искусства Якутии И.А. Потапова, В.Х. Иванова. В 1994 году музейный коллектив возглавила искусствовед Габышева Ася Львовна. Ею совместно с коллегами Галиной Гаврильевной Неустроевой и Галиной Афанасьевной Сафроновой была разработана Концепция развития и определены приоритетные направления музейной деятельности. Главным в стратегии стало  обретение своего отдельного здания, его  музеефикация, создание  оптимальных условий для хранения произведений, научной, просветительской работы, открытие постоянной экспозиции, обеспечение надежной безопасности музейных фондов, активное использование в работе инновационных и информационных технологий. Концепция ориентировалась на развитие новых форм работы с детьми, посетителями, что позволило в дальнейшем развивать такое направление деятельности как музейная педагогика, создать детский музейный центр и театр «Этюд». Тогда же в 1994 году и был - впервые как структурное подразделение - образован научно-исследовательский отдел, которым более 20 лет руководила искусствовед, заместитель генерального директора по научной части Неустроева Галина Гаврильевна.

 

За последние десятилетия поменялся тип исследовательской работы, соотношение ее различных форм: она развивается в двух направлениях - изучение музейного собрания и музееведческие исследования, идет поиск разных аспектов «открытости» и в организации, и в самих формах научной работы. Музей ищет контактов – в проведении совместных выставок, публикаций, связей с научными институтами.

 

Создание концепции музея составляет одну из важных частей научного исследования. Она определяется, прежде всего, его исторически сложившейся коллекцией. Наш музей был задуман как «Якутская национальная картинная галерея», отражающая историю изобразительного искусства северного края.  Эту концепцию музея сохраняют и упрочивают все поколения музейных сотрудников.

 

Музейный предмет является носителем исторической, научной, художественной и коммуникативной информации, поэтому любая фундаментальная научная работа оказывает большую помощь при атрибуции произведений, при организации экспозиций, выставок, а также при теоретических разработках лекций, экскурсий.

 

С изучением музейных предметов и накоплением значительного опыта тесно связана экспертная работа, включающая установление времени, авторства, страны, определение художественной ценности произведения. В музей иногда приносят работы, среди которых нередко встречаются чрезвычайно ценные и интересные.

 

Еще один важный аспект музейной науки – изучение фондов и их комплектование, определение приоритетов в пополнении собрания. Дело это очень увлекательное и нелегкое. Большим терпением, настойчивостью надо обладать музейщику, чтобы найти, не упустить произведения, так необходимые музею, убедить владельцев расстаться с той или иной работой. Поиски, научно-исследовательские экспедиции по республике помогли создать уникальную коллекцию народного искусства XVIII - нач. XX века с характерными образцами резьбы по дереву, ювелирных изделий, шитья и вышивки. Музей очень внимательно отслеживает и старается приобрести или получить в дар работы якутских художников – в нашем фонде хранятся их лучшие произведения, начиная с 1920-х годов до нашего времени.

 

Много внимания научные сотрудники уделяют работе с меценатами и художниками. Дарители в наше непростое время – редкое явление. Но щедрые люди, понимающие и поддерживающие музей, не перевелись и ныне.  Из крупных поступлений можно отметить дары художников Якутии, Санкт-Петербурга и Москвы. Большую и качественную коллекцию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного отечественного искусства музей получил из запасников Министерства культуры России в 1988, 1996, 2005 годах, сейчас отрабатываем передачу произведений отечественных художников из коллекций Союза художников СССР. Осталось привезти экспонаты - к сожалению, в условиях пандемии транспортировка откладывается.

Важным аспектом музейной науки является экспозиционно-выставочная деятельность. Она требует научного осмысления материала, отбора и систематизации, так как произведение наглядно вводится в контекст истории, прежде всего через выставки. Музей ежегодно проводит более 50 стационарных и передвижных выставок, охватывающих широкий хронологический, тематический, видовой и жанровый диапазоны. Сегодня зритель приходит на выставку, чтобы получить яркое впечатление и прочитать определенный месседж. Поэтому, если раньше было достаточно собрать раритетный и неизвестный материал и это работало, то сейчас выставка должна начинаться с  концептуальной и оригинальной идеи, которая будет прочитываться в подборе экспонатов, их расположении и др. Работа над экспозицией - это большой труд не только куратора выставки из числа научных сотрудников, но и разных специалистов музея: фондовиков, хранителей, реставраторов, оформителей, экскурсоводов и др. При создании экспозиции необходимо обеспечить благоприятные условия безопасности и сохранности экспонатов, пребывания посетителей и проведения с ними разнообразных форм работы.

 

В последние годы актуальным направлением научной деятельности стало долгосрочное проектное планирование, развитие межмузейных и международных связей, расширение музейно-выставочной деятельности. Международные и региональные проекты ориентированы на инновационный подход, новые формы и методики работы, расширение сотрудничества с администрацией городов и улусов, учреждениями образования, искусства и культуры республики, с другими российскими и зарубежными институциями.

 

Уникален проект «Раритеты Якутии», осуществляющийся с 2011 г. совместно с администрациями улусов. Он предполагает широкое обнародование мало известных широкому кругу зрителей коллекций народного декоративно-прикладного искусства из музеев и частных собраний. С 2010 года состоялись научные экспедиции по музеям Таттинского, Хангаласского, Усть-Алданского, Нижнеколымского, Среднеколымского Анабарского, Чурапчинского, Сунтарского, Жиганского, Булунского, Оленекского, Эвено-Бытантайского, Горного улусов. Итогом экспедиций стали открытия выставок «Художественное наследие: Усть-Алданского улуса», «Наследие: Хангаласского улуса» и др. Проект вышел за пределы Якутии. В 2016 году состоялась выставка «Традиций древних новизна» в рамках проекта в Иркутском областном художественном музее им. Сукачева (г.Иркутск). в 2017 г. в Якутск с ответным визитом приехала выставка «В Знакъ Благодарность…» из коллекции Иркутского областного художественного музеями В.П. Сукачева (г. Иркутск).

 

С 2007 года реализуется проект «Олонхо и мировые эпосы» - долгосрочная программа сотрудничества музея с российскими и зарубежными музеями и художниками, национальными общинами. Проект направлен на обменные выставки, изучение якутского героического олонхо в контексте эпосов народов мира.  В 2007 г. состоялась выставка «Калевала» из Карельского художественного музея. В 2013 г. была открыта выставка «Манас Великодушный» из собрания Кыргызского Национального музея изобразительных искусств им. ГапараАйтиева в НХМ РС (Я), выставка «Солнечные поводья олонхо» из собрания НХМ с успехом прошла  в 2014 году в г. Бишкек (Кыргызтан)  в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств им. Гапара Айтиева,  в 2015 г.- в Пекине (Китайская Народная Республика),  2017 в Якутске - выставка «Лики Гэсэриады» Национального музея Республики Бурятия.

 

Национальный художественный музей стал участником уникального научного проекта по изданию системного каталога «Материальная и духовная культура народов Якутии XVII – начала XX вв. в музеях мира», главной целью которого является описание и презентация якутских коллекций в собрании зарубежных музеев.

 

Музеем на системной основе организуются научно-практические конференции. С 2000 года - международная научно-практическая конференция «Диалог: музей и общество», посвященная актуальным проблемам взаимодействия музейных учреждений и общества (2000, 2003, 2008, 2011, 2018). С 2007 - научная конференция «Потаповские чтения», названная именем одного из ведущих представителей искусствознания России Потапова Иннокентия Афанасьевича. Эта конференция получила статус региональной и проводится в рамках художественной выставки «Дальний Восток», охватывая общие проблемы развития культуры и искусства, вопросы теории и практики современной художественной жизни Дальнего Востока и Сибири, музейного дела, деятельность И.А. Потапова  как ученого, исследователя (2007, Якутск; 2008, Хабаровск;  2012, Якутск; 2013, Комсомольск-на Амуре; 2018, Петропавловск-Камчатский).

 

Результатом научной работы также является ежегодное участие сотрудников в различных конференциях, проводимых другими институциями. За каждым научным сотрудником закреплена собственная тема исследования.

Итоги работы, зафиксированные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фонозаписей и т.п. концентрируются в научном архиве музея. Своеобразным показателем развития исследовательской деятельности стали защиты диссертаций научными сотрудниками.

 

Были успешно реализованы многие выставочные проекты, представляющие коллекции музея и творчество ведущих мастеров республики в России и за рубежом, а также выставки из крупнейших музеев страны Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, которые наш музей принимал у себя. Среди них «Художественное наследие Якутии» в Государственной Третьяковской галерее - в рамках всероссийского проекта «Золотая карта России» (2002), «Искусство Якутии» в Центральном выставочном зале «Манеж» (г. Санкт-Петербург) в рамках реализации проекта Государственного Русского музея. «Прирастая Сибирью» (2005), «От олонхо к новой реальности. Искусство Якутии» в Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, 2007), «Олонхо. Этно арт» (Москва, 2008) и выставки в Национальном музее произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи (2005), «Три века русского искусства» - в рамках проекта Государственного Русского музея «Россия» (2006), цикл выставок по искусству Якутии (Москва, Хабаровск, 2002, 2007-2010, 2012). Музей демонстрировал выставки якутского искусства во Франции (2005, 2012); в крупнейшем музее Монголии – музее изящных искусств им. Занабазара в Улан-Баторе (2008); Бишкек (2014), Пекин (2016).

 

Проведение научно-исследовательской работы базируется на изучении, каталогизации материала музейного фонда, его систематизации и атрибуции, введении информации о конкретном произведении в научный обиход. Поэтому большое значение музей придает изданию самых разных публикаций: каталогов коллекций и временных выставок, альбомов, монографий, сборников материалов конференций. С монографических и групповых блоков мы начали последовательно обрабатывать коллекции, представляя творчество якутских мастеров изобразительного искусства в сериях «Мастера Саха-Арт», (совместно с Арт-галереей «Ургэл»),  и с 2003 года  - «Музей и художник». Из последних крупных изданий можно отметить системный каталог, подготовленный научным коллективом музея в рамках проекта «Материальная культура народов Якутии XVII – нач. XX вв. в музеях мира», включивший ранее неопубликованные артефакты народов Якутии из собраний музеев Германии.

 

Далее приступим к вопросам, заданным подписчиками:

 

Что сподвигло Вас стать научным сотрудником и связать свою профессиональную деятельность с искусством и культурой?

 

В школе в старших классах нам стали преподавать новый предмет «Мировая художественная культура». Рассматривая репродукции произведений, читая различные истории о жизненной и творческой судьбе художников разных стран я с удивлением открыла, что понять произведение автора, смысл того, что он хотел донести до зрителя это целая наука. В движении руки, выражении лица, колорите, который использовал автор полотна, заключен своеобразный тайный смысл, который не каждый может понять. И хотя с детства я занималась музыкой и получила профессиональное образование, окончив музыкальную школу, затем музыкальное училище, я решила изучать историю искусства и уехала поступать в г. Санкт-Петербург. В 2002 году, благополучно окончив ВУЗ по специальности «Искусствоведение», я вернулась в родные пенаты. В поисках работы пришла в музей, где меня доброжелательно встретила Ася Львовна. После сдачи экзамена в виде экскурсии по экспозиции выставки к 100-летию Петра Романова, меня приняли сотрудником в отдел научной пропаганды. С тех пор я прошла путь в музее от главного специалиста с функциями руководства Выставочным залом и отделом научной пропаганды, главного научного сотрудника научно-исследовательского отдела, куда я перешла в преддверии защиты кандидатской диссертации в 2008 году до заместителя директора по научной и выставочной деятельности.

 

Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать научный сотрудник?

 

Научного сотрудника в первую очередь отличает аналитический склад ума, а также глубокие знания своего предмета, любовь и бережное отношение к искусству. Для успешной деятельности ему необходим художественный вкус или, как говорят специалисты, «глаз», а также отличная память, скрупулезность и внимательность.

А поскольку научные сотрудники работают в тесном контакте с представителями других дисциплин, им требуются знания истории, литературы, философии, психологии, эстетики и даже точных наук. Лишь обладая широким кругозором, можно составить грамотное суждение о предмете.

 

Не могли бы вы описать один день из жизни музейного научного сотрудника.

 

Лично мой рабочий день начинается с чашки крепкого горячего кофе. А так, он может быть наполнен разнообразной работой: от создания экспозиции новой выставки, участия в музейном, реставрационном советах, заседании фондово-закупочной комиссии, до написания статей, текстов буклетов по творчеству якутских художников, музейной коллекции, выставочной деятельности, подготовки экспертных заключений и т.д.

 

Как строится научный анализ объекта искусства?

 

Общепризнанно, что изучение музейных предметов состоит из трех, взаимосвязанных друг с другом, процессов: атрибуции; классификации; критического анализа (интерпретации). Атрибуция предмета проводится для выявления его истории бытования. Расшифровываются надписи, клейма, марки, указывается степень сохранности предмета. Иногда ранее сделанная атрибуция со временем подвергается дополнениям или может быть значительно поправлена. На этом этапе проводится сравнительный анализ предмета, используется специальная литература, просматриваются каталоги коллекций крупных музеев с аналогичными произведениями. Полученные данные обобщаются и принимается единое решение, которое фиксируется в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда. В свою очередь сотрудники нашего музея оказывают помощь коллегам в атрибуции предметов из других музейных собраний. Для примера можно назвать плодотворное сотрудничество с сотрудниками музеев Германии, в собрании которых предметы из коллекции сибирских народов не имеют описаний и их названия требуют уточнения.

 

Классификация и систематизация предмета проводится с учетом хронологии, географического происхождения, авторства, тематики или по предметному назначению. Основным носителем информации о классификации является инвентарная карточка, на основе которой создаются музейные каталоги.

 

Критический анализ (интерпретация) определяет подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и, наконец, музейную ценность. Следует отметить, что немаловажную роль в научно-исследовательской работе музея играет периодическая фиксация сведений о предмете в научном паспорте. Эти сведения включают в себя информацию о материале, технике изготовления, происхождении-легенде и так далее.

 

Какой экспонат самый «загадочный» и требует изучения?

 

Даже самый незначительный музейный предмет требует тщательного изучения. Вполне объяснимо, что чем менее значителен исследуемый объект, тем больше на него тратится сил и времени. О шедеврах мирового искусства известно если не всё, то во всяком случае, многое - о второстепенных вещах - иногда почти ничего. Практически в истории каждого произведения из коллекции западноевропейского искусства нашего музея есть какая-то неточность, загадка, раскрытию которой посвящается достаточно много времени.

 

Какие темы недостаточно исследованы в якутском изобразительном искусстве?

 

Четко сказать, что эта тема до конца раскрыта, а эта нет – нельзя. Каждый исследователь может взглянуть на казавшуюся уже давно известной тему, проблему под новым ракурсом. Становление и развитие профессионального изобразительного искусства Якутии пришлось на начало XX века. Этот процесс занял относительно мало времени, в сравнении с другими регионами, поэтому целостное представление о нем возможно только в результате его историко-культурологического и художественного осмысления. Революционные новации, противоречия, болезненные процессы в искусстве минувшего столетия и начала нынешнего только усилили желание осознать значение новейших тенденций художественного творчества, меру участия художника в духовном становлении современного человека.

 

Замечу, что обычно искусствоведение сосредоточивается на явлениях и процессах, свойственных самому искусству. Художник, создатель, демиург чаще всего остается как бы в тени, которую отбрасывают его произведения, приобретающие самостоятельную жизнь. Вместе с тем, очевидно, что как только в поле осмысления произведения изобразительного искусства попадает личность автора, наши представления о художественном процессе и художественной жизни становятся богаче и полнее, а главное, более адекватными действительности. Каждая культурная эпоха воспитывает свой тип творца и свой тип зрителя, и нельзя не заметить, что в течение последних двадцати  лет автор и реципиент искусства существенно изменились; при этом трансформировались как формы художественного творчества, так и способы их презентации, а также характер их бытования в новых условиях, в частности, условиях художественного рынка. Поэтому на современном этапе можно осмыслить и проанализировать характерные особенности региональной живописи, графики, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного искусства, динамику и перспективы развития национального изобразительного искусства, особенности творчества отдельных его представителей, их связь с народными традициями и европейской культурой, особенности национального стиля, соотношение «национальное–интернациональное» и т.д.

 

Какие можно обозначить основополагающие и специфические черты якутского искусства?

 

В целом, изобразительное искусство Якутии несет в себе «генетический» код пластической и живописной культуры северного края: преобладание линии над цветом, декоративность и монументальность. Характерной особенностью стала опора художников на этнические традиции национальных культур, в большей степени, проявляющиеся в фольклорно-мифологическом материале. Другой важной тенденцией художественного творчества становится органическое слияние и сочетание в пластических искусствах общечеловеческих и этнических мотивов. Активно ведется поиск особенностей национального характера и мироощущения с использованием стилистики народного искусства, характерной для материальной и духовной культуры якутов.

 

 

 

 Главный научный сотрудник Габышева Ася Львовна

 

 

 Главный научный сотрудник Неустроева Галина Гаврильевна

 

 

 Научные сотрудники НХМ РС (Я) с коллегами из Музея мировых культур Раутенштрауха-Йоста. Кёльн (Германия)

 

 

 Научные сотрудники Неустроева Г.Г., Кравцова Ю.В., Тимофеева В.В.  в фондах Музея мировых культур. Базель (Швейцария)

 

 

 Выставка Ю. Спиридонова «Образ Арктики». Москва. Совет Федераций. 2012

 

 

 Научно-исследовательский отдел Тимофеева В.В., Кравцова Ю.В., Неустроева Г.Г., Басхардырова Т.Д. 2012 г.

 

 

 Работа над экспозицией «Отечественное искусство»

 

 

 Организация выездной выставки Кюн Дьоно (Люди Солнца). Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Неустроева Г.Г., Басхардырова Т.Д., Тимофеева В.В., художник А.В. Чикачёв. 2012

 

 

 Региональная научная конференция V Потаповские чтения. Петропавловск - на -Камчатке. 2018

 

 

 Научные издания музея

 

 

 А.Л.Габышева, Г.Г.Неустроева, Г.А. Сафронова

 

 

 

 

Научная экспедиция в рамках проекта «Раритеты Якутии» в Анабарском улусе.2016. Руководители проекта Г.Г.Неустроева, А.Л.Габышева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также

Очень радует, что в Якутии появляются много независимых исполнителей-экспериментаторов. Пока о них мало кто знает, но каждый из них заслуживает Вашего внимания. Буду постепенно рассказывать Вам о них. 

А сегодня хочу представить якутянина KNUE исполняющего песни в альтернативном западном стиле. 

 

Знакомьтесь, Герасим Григорьев - творческий псевдоним KNUE (читается как Ню)

Впрочем якутяне знакомы с его музыкой, одним из его известных работ (аранжировка) была песня "Харысхалым" (Мой Оберег) Кэскилэ Баишева. Вот он:

 

Музыканты в большинстве своем ведут достаточно закрытый образ жизни. Создавая свои песни и аранжировки в своих мини студиях они остаются скромно в тени звезд. И потому вдвойне радует, что Герасим решил сам начать петь.

Не секрет, что ЗОЖ в эстраде это исключение, чем норма. Но новое поколение музыкантов отличаются не только своим здоровым образом жизни, но и большой активностью в постижении новых технологий, звуков и стилей. Вся нынешняя музыкальная молодежь владеет инструментом и постоянно развивается. Все это относится и к KNUE.

Вот послушайте его альбом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь