home
user-header

                        
                        
Истории в багете: «Средоточие на человеке: народная тема в искусстве Сергея Виноградова»
14 июля 2020 г., 15:53 521

 

 


 

 

В следующем выпуске рубрики «Истории в багете» обратимся к масляной композиции «Баба» Сергея Арсеньевича Виноградова – художника, графика, живописца, участника «Товарищества передвижных художественных выставок».  


Сергей Арсеньевич Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства. Художник формировался в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества, приехав в 1880 году из посада Большие Соли Костромской губернии. От картины к картине Виноградов набирался опыта, в жанровые композиции вносил свое импрессионистическое видение. И в этом была заслуга его учителя, замечательного пейзажиста Василия Дмитриевича Поленова. Сергей Виноградов говорил, что мастер «с большим вкусом учил видеть невидимое». Благодаря Поленову, начинающий художник впитывал новые веяния и выработал свой артистический штрих. Больше всего его интересовали жанровые сценки: крестьянские типажи, работники, жители маленьких городов и поселений в одеждах с национальными орнаментами.


Художник Сергей Арсеньевич Виноградов не мог пройти мимо народной темы хотя бы потому, что сам родился и вырос в селе. С детства знакомый быт крестьянства в сочетании с удивительно ясной и искренней манерой письма определили основную тематику его творчества. В экспозиции музея представлена работа художника, написанная в 1890 году под названием «Баба». Забота, тяжелые раздумья читаются на усталом лице крестьянки из Тульской губернии. Натруженные мозолистые руки, испещренное глубокими морщинами, красное от загара лицо, вызывают сострадание. Она, пригорюнившись, сидит на скамейке, подперев рукой голову в платке, ее простые холщевые одежды скромно украшены цветастой вышивкой. Художник с этнографической точностью запечатлел национальный костюм. На героине понева – домотканая, шерстяная юбка. Раньше понева в русских деревнях была не просто одеждой, она показывала статус хозяйки. Поневы женщины шили себе сами: особое внимание мастерицы уделяли отделке, потому что каждый элемент имел свое значение – по клеткам на юбке можно было определить губернию, уезд и деревню, из которой приехала женщина. Количество клеток, узор и цвет вышивки говорили даже о возрасте ее обладательницы. Глядя на это полотно, невольно вспоминаешь строки Некрасова: «Есть женщины в русских селениях...». Вместе с другими участниками движения передвижников Виноградов не только приобщал большие массы населения России к искусству, но сделал жизнь этих «безликих» масс главной темой живописи. Крестьянские дети и бурлаки, прачки, няньки, мастеровые и рабочие ворвались в залы художественных музеев, став первыми вестниками новой эпохи в искусстве. 


Сергей Виноградов весь принадлежал своему делу, до конца дней оставался верен ему: «Радость работы на счастье похожа». Даже в последние часы своей жизни художник желал только одного — создавать картины.


Ольга Фролова, сотрудник Детского музейного центра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь