home
user-header

                        
                        
Книга дня: «Исай Капитонов. Живопись»
14 сентября 2020 г., 18:22 370

 


 

Альбом посвящен якутскому художнику Исаю Капитонову, чье творчество погружает в необъятный, многогранный, красивый и загадочный мир образов. Искусство живописца – это путешествие, переносящее зрителя из суетного настоящего в другое измерение – вечное время исканий истин, творческих озарений. Альбом, вышедший в рамках персональной выставки «Образы внешнего и внутреннего мира», дополнен богатым иллюстративным материалом. Текст издания представлен на русском и английском языках. 


Отрывок из статьи «Культурный универсум Исая Капитонова» Ии Покатиловой:


«Язык живописи Капитонова метафоричен и подчеркивает основные принципы символико-ассоциативной живописи позднесоветской культуры 70-80-х гг. Это обусловлено тем, что в его живописи действительность (пусть даже абстрактная или конкретная) не изображается вне ее восприятия человеком, а выражает определенное мироощущение и переживание самого автора. Однако пришел он к такой живописи не сразу, а постепенно. Так, судя по первой его самостоятельной картине-варианту дипломной работы «Путник» (1975), автор прошел серьезную профессиональную аналитическую школу, обучаясь в институте им И.Е. Репина, в мастерской И.А. Серебряного. Незамысловатый сюжет – путник с оленем и осеннее безмолвие северной природы – заставил автора прислушаться к тишине и очарованию происходящего.


В ранних пейзажах художник создает целостный лирико-эпический образ Якутии, таковы его монументальные полотна: «Речка Таатта», «Гнездо орла», «Радуга», «Тугунки» и др. Все эти работы написаны по результатам творческой поездки в 1977 г. на родину первых писателей Якутии, в Тааттинский район. Тем самым, он завершил замысел необычных для якутской живописи произведений, которые легки в основу нового направления в якутской живописи.


Художник предстает как интерпретатор идей и мыслей великих мыслителей прошлого, он выражается языком метафоры и символов. В реальности, молодой живописец вошел в унисон поэтических строк основоположников якутской литературы – А. Кулаковского, лирики А. Сафронова – Алампы, и П. Ойунского. Тем самым, он создал монументальный образ речки, в котором отражается необъятное небо и земля. Ощущение всеохватности и бесконечности бытия воплощается в «Речке Татта» (1977) как своеобразная полифония красок и вибрация нежных оттенков колорита. Здесь слились воедино якутское небо и земля, словно как в олонхо, присутствует эпическая непрерывность бытия… Тут присутствует эсхатологическая логика, дальше будет что-то иное, союз неба и земли, иное небо и иная земля, а следовательно, пора воспрянуть духом. 


Произведение «Гнездо орла» (1978) решено в символическом ключе, здесь отсутствует та звонкость и скрытая философичность «Речки Татта», но зато здесь акцентируется иная условность, подчеркивающая слоистость якутского эпического неба, в котором находится гнездо орла – высшего божества Хотой Айыы – покровителя творчества и верховной власти.


Пожалуй, своеобразной символикой наполнена его картина «Рассвет» (1977). По замыслу автора, это не просто исторический портрет основоположника якутской советской литературы П.А. Ойунского на фоне родной усадьбы, скорее романтический образ молодого поэта-гимназиста. Благодаря продуманной композиции пространства холста, художник дает поясное изображение Ойунского, за спиной которого возвышается, словно холм – юрта поэта. Она невольно ассоциируется с понятием «гора, вершина» и особенно контрастируется на фоне начинающего рассвета. Колорит пейзажа играет доминирующую роль в раскрытии внутреннего состояния главного персонажа. Образ поэта представляется как символ нравственного пробуждения и рассвета якутской поэзии. Вместе с тем, есть глубокий смысл в том, что, закончив картину и заново перечитав Ойунского, Исай Капитонов нашел у поэта стихи, посвященные рассвету.


Творчество 70-х гг. – это утопические видения о гармонии, духовном просветлении и своеобразное погружение в мир якутской природы, а главное, он обнаружил в своих корнях выход из безнадежности. Официально, искусство конца 70-х – начала 80-х гг. в Якутии продолжало традиции предыдущих десятилетий – установка на соцреализм, тепличные условия для молодых художников. Союз художников Якутии играл ведущую роль в направлении и объединении молодых. Худсоветы строго отбирали, критиковали и направляли художников. Однако уже в конце 80-х Исай плывет по волнам своего безмерного «внутреннего Я» (духовность интровертная), либо является жрецом и передатчиком вселенских сил, универсальных энергий мироздания (духовность экстравертная). [Якимович]. В творчестве 70-х проявляется интерес к модернистским течениям и авангарда начала ХХ века. Это явление захлестнуло многих художников неофициального толка не только у нас в СССР, но и во всем мире. Их было немало, они придерживались разных эстетических принципов, но главным их делом стало жреческое служение высшим ценностям. Для творчества Исая – это шаманские мистерии и восточная умиротворенность, философские притчи из мировой культуры, иные формулы и ходы были призваны решить главную задачу».

 

 

Источник: 
Исай Капитонов. Живопись: [альбом] / Якутск: Көмүөл, 2014. — 100 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь