home
user-header

                        
                        
​Книга дня: «Возмужание», И.А. Потапов
sakhamuseum
Pro аккаунт
11 января 2021 г., 17:05 541

 


 

Изданная в 1972 году, книга представляет собой сборник очерков искусствоведа Иннокентия Потапова. Основное внимание в статьях уделено воссозданию творческих портретов ведущих художников республики: Михаила Лукина, Леонида Кима, Льва Габышева, Афанасия Собакина и многих других. На этой основе автором сделана попытка дать общее представление об изобразительном искусстве Советской Якутии.

 

Представляем вниманию читателей статью «К многообразию графической техники и жанров»:

«Сивцев и Шапошников, Неофитов и Мунхалов, Карамзин и Васильев. С именами этих художников связано формирование в наше время замечательного художественного явления, имя которому – якутская графика и которая в последние годы получила широкую известность далеко за пределами республики.

 

В Якутии немалую роль в популяризации уже вполне определившегося к тому времени творческого лица этого молодого коллектива сыграла организованная в начале 1966 года выставка «Якутская графика за 1956-1966 гг.». Она подвела тогда итог десятилетнего пути якутского эстампа. Примечательным было преобладание на выставке эстампных серий, каждая из которых посвящалась значительной теме и раскрывала ее в ряде вполне самостоятельных листов. Основу экспозиции составляли серии «Моя Родина – Советская Якутия» Э. С. Сивцева, «Саккырырские мотивы» Е. М. Шапошникова, «Якутский праздник Ысыах» и «Река Лена» Л. М. Неофитова, «Колхозные будни», «Солнце светит всем» и «Мой Север» А. П. Мунхалова, пять листов еще неоконченного тогда цикла «Новое и старое» В. Р. Васильева, отдельные станковые листы, среди которых были и работы начинающего автора В. С. Карамзина. Все серии, да и большинство других станковых листов, были выполнены в технике черно-белой и цветной линогравюры. Графика «в материале» началась в Якутии с обращения к линолеуму, который сравнительно легче поддается резьбе и дает возможность работать оперативно. Поэтому к нему чаще всего обращалось большинство графиков.

 

Активными участниками выставки были также два молодых графика – М. Е. Филиппов и О. М. Ковалевский. У первого обращали на себя внимание не всегда твердые по рисунку, но темпераментные по исполнению линогравюры «На стойбище (Письмо)», «Плоты на Лене» и полный безудержной экспрессии лист «Перегон» (последний из серии «На ленских берегах»). Несколько неожиданным для почерка этого автора был «Портрет полярника», где он больше оперирует линиями и штрихами, сведенными в гармоничное целое. Много искреннего содержали в себе небольшие акварельные пейзажи Филиппова. Ковалевский показал тогда не совсем еще ровную по исполнению серию линогравюр «Ленские столбы». Более удачными были у него небольшие, камерного звучания, офорты («Оля», «Зима» и другие). Но особенно выделялся задуманный в романтическом плане линогравюрный лист «Песня». …Темная громада скал в ореоле сполохов северного сияния. В окружении этой внушительной панорамы, крошечным темным пятном на фоне снега выделяется фигура человека на оленьей нарте. Взмах его хорея – словно аккорд в мелодии молчания. Лист хорошо организован, композиция держится на равновесии резких контрастов белого и черного – узкой полосы снежной равнины, холодная ослепительность которой «поддержана» блеском нависающего сверху северного сияния и почти сплошной темной массы остальной части изображенного пейзажа.

 

Первая групповая выставка якутских графиков вызвала оживленный отклик зрителей. О ней много писала пресса, шло активное обсуждение экспозиции. Широкая публика раскрыла для себя целый пласт художественной культуры. Она узнала художников в произведениях которых окружающая жизнь, будни и праздники народа, родная природа изображены не только правдиво, но и художественно выразительно. Ощущалась при этом энергия и душевная молодость художников. Становилось ясно: графика ныне определяет лучшие достижения якутского изобразительного искусства. Отмечали яркую национальную окрашенность этого вида искусства. В связи с этим обращалось внимание на его народные основы, заложенные в таких проявлениях национального художественного ремесла, как резьба по дереву и кости, чеканка по металлу, гравировка по бересте.

 

Действительно, появившись в ходе начавшегося с конца пятидесятых годов нового этапа в развитии советской графики, якутская графика в то же время отражала национальную художественную культуру. Это подтверждали последующие работы художников, которые нашли верное соотношение национального и интернационального в освоении художественного наследия. Но поскольку художественная деятельность якутского народа в прошлом проявлялась лишь в изделиях декоративно-прикладного творчества, непосредственно обслуживавших быт, возникли трудности в использовании народного наследия в современном станковом искусстве. На первых порах его влияние художники испытывали во многом еще чисто интуитивно. При работе над линогравюрными «досками» они больше шли от освоения свойственной народным мастерам технической культуры обработки твердого материала: дерева, кости или металла. Постепенно, однако, авторы все осознаннее вникали в фольклорную основу народного творчества. Это сообщило многим их работам своеобразный эпический лад. При этом одни авторы, как Э. С. Сивцев и Е. М. Шапошников, исходят из непосредственности и поэтической повествовательности народного искусства, другие, как например, А. П. Мунхалов и В. Р. Васильев тяготеют к символичным образам, к сложным метафорическим уподоблениям и т. д.

 

Ныне общий успех якутской графики, наравне с ее ведущими мастерами, разделяют и молодые авторы – В. С. Парников, В. Д. Иванов и И. А. Маччасынов. Для коллектива графиков характерен наметившийся интерес к разным материалам и техникам. Уже не редкость – офорт. Работы, выполненные в этой технике, мы уже отмечали у Сивцева, Карамзина, Шапошникова и у других графиков. Практически все – и твердые, и мягкие – графические материалы испробованы Васильевым. В частности, он дал великолепные образцы в таких совершенно разных, но одинаково сложных, техниках, как ксилография, литография и монотипия. Его пример в области литографии подхвачен Ивановым и Парниковым. Но по-прежнему наиболее распространенной из эстампных техник остается техника линогравюры. Нужно заметить, что интерес к разным материалам и техникам для художников – не самоцель, он диктуется необходимостью найти разные аспекты, новые повороты в отражении жизни и соответствующие им изобразительные возможности.

 

Из графиков сравнительно старшим по творческому опыту является O. М. Ковалевский. В 1967 году к юбилейной зональной выставке, посвященной пятидесятилетию Великого Октября, он создал серию офортов «За власть Coветов», состоящую из трех листов: «Атака», «Одержимый» и «Год 1922». В центре внимания автора – образы борцов за народное счастье: партизан, ринувшихся в бой; батрака, презревшего пытки и смерть, силу духа которого не сломить врагам: красноармейца, развернувшего газетный лист с важным сообщением. Автор стремится показать их захваченными стремительной волной революционного времени. Но, к сожалению, для полновесного художественного звучания этих интересных по замыслу, по композиции листов еще недостает необходимой остроты и напряжения в изобразительных средствах.

 

С большей творческой свободой была выполнена экспонировавшаяся на этой же выставке другая серия «Праздник оленеводов». Сюжеты линогравюр – «Гонки», «Победитель гонок» и «Борьба», посвященные традиционным спортивным состязаниям северных народностей, раскрываются непринужденно, легко. Запоминаются композиции листов, без излишних бытовых подробностей, достаточно цельные, главное в которых – передать красоту, своеобразие, здоровый и сильный дух народного празднества. Пожалуй, наиболее удачным является лист «Гонки», весь солнечный, искрящийся светом, красивый по силуэтам фигур, наполненный ритмом стремительно проносящихся оленьих нарт.

 

Как бы дальнейшим развитием темы цикла, только решенной в ином образном и стилистическом ключе, является созданная Ковалевским в 1969 году серия линогравюр «Оленеводы». В ней он показал себя значительно окрепшим в профессиональном мастерстве. Его художественный язык выглядит строже, внешне сдержаннее, но тем значительнее стало внутреннее содержание произведений. Эта особенность присуща всем трем листам: «Семья», «Танец» и «Ожидание». За всем этим чувствуется нечто более глубокое и поэтическое – мысль о гармоничности и надежности изображенного, о крепости уз, связывающих коренных северян с их родной природой, о красоте физического и духовного облика людей. Хозяевами Земли чувствуют себя и взрослые, и дети. Передавая ритм движения и пластику фигур, изображая орнамент на одежде, автор находит необходимые пластические созвучия в окружающем их пейзаже.

 

С обращения к северной тематике начал свою творческую деятельность в 1967 году И. А. Маччасынов. От работы к работе чувствуется его интенсивный профессиональный рост. Его первые линогравюры «А олени лучше» и «Встреча», в которых хотя и есть свежесть чувства и эмоциональность, были довольно наивны по композиции и нетверды в рисунке. В созданной несколько позже серии «В краю оленеводов» творческий темперамент художника проявился уже цельнее. Автор избегает дробности в рисунке, тверже ставит свои фигуры в композиции. Мы наблюдаем у него умение уловить характерное в конкретной жизненной ситуации. К примеру, один из листов серии – «Школа-интернат». Изображены трое первоклассников у дверей школы. Мы видим их со спины. Несмотря на это, нам легко представить себе их любопытство и волнение. Это чувствуется по характеру их движения, по тому, как они нерешительно переминаются с ноги на ногу, ожидая, что вот-вот кто-нибудь выйдет из школы. Интересны у Маччасынова созданные в 1971 году линогравюры «Пробуждение», «Свет» и «Алмазы», посвященные современной Якутии. Окно и открывающиеся через него преображенный пейзаж края или же событие – такова общая для этих листов композиционная канва. Не останавливаясь на сюжетах линогравюр, отметим, что они осмыслены как бы сквозь призму изобразительного символа. Отсюда поэтическая емкость и значительность художественного звучания листов. Обращают внимание тщательная проработка формы, техническое мастерство исполнения.

 

В области графики успешно начал работать В. Д. Иванов, которого до этого мы знали как талантливого театрального живописца и художника-оформителя. Ему принадлежат две очень удачно решенные литографии. Царство снега и света, белизна, легкость и прозрачность – в пейзажном листе «Пробуждение». Изображенные на нем, словно занавес повисшие, белоснежные горы, торжественно поднимающиеся к небу белые столбы дыма над заснеженным поселком, вызывают ощущение чистой и все нарастающей музыкальной мелодии. Проникновенностью, свежестью восприятия отличается «Портрет Ани», также выполненный с тонким художественным вкусом и мастерством.

 

Поэтичны произведения другого молодого графика В. С. Парникова. Уже в одной из своих первых работ – линогравюрном триптихе «Якутия 1922» автор стремился к поэтической емкости содержания, к сочетанию конкретного образа с ассоциативным. Характерен для его творчества такой лист, как литография «У коновязи», где изображен сказочный конь весь в цветах в цветастом лугу. Парников – плакатист. Работы его выполнены на современном уровне этого искусства. Ряд его плакатов, в основном, фотомонтажных, посвящен лениниане – «Ленин», «Ленинизм – наше знамя», «Ленинские декреты» и другие. Две первые работы были отмечены поощрительными премиями Всесоюзного закрытого конкурса плакатистов, проведенного накануне столетия со дня рождения вождя. Светлую поэзию жизни утверждают созданные в 1971 году плакаты «Мир» и «Да здравствует мир!». Белые голуби, опоясавшие земной шар – такова сюжетная канва второго плаката. Автор сумел добиться проникновенной лиричности в работе, заключающей в себе большой символический смысл. Публицистика художника пронизана высокой поэзией. Это качество позволило его работам занять место в ряду лучших советских плакатов.

 

Большинство якутских графиков так или иначе связано с работой в области книжного оформления. Это уже целая специфическая отрасль, которую надо иметь в виду, говоря о нынешней деятельности художников республики. К многообразию графической техники и жанров идут художники Якутии, неуклонно обогащая свой жизненный и профессиональный опыт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник:

Возмужание.  / И.А. Потапов. — Якутск: Кн. изд-во, 1972. — 127 с., ил.

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Читайте также
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь