home
user-header

                        
                        
О художнике: Владимир Иванов
sakhamuseum
Pro аккаунт
23 ноября 2021 г., 17:52 673

 


 

 

В этом году 85 лет исполнилось бы известному графику, художнику театра, заслуженному деятелю искусств ЯАССР, члену Союза художников СССР – Владимиру Давыдовичу Иванову (1936 – 1982).

 

 

Художник родился 6 ноября 1936 года в Оросунском наслеге Верхневилюйского улуса в многодетной семье. Отец, Номнуу Давыд был охотником и рыбаком, мать работала в колхозе.

 

Как пишет искусствовед Галина Неустроева: «В истории театрально-декорационного искусства Якутии он мастер, с чьим именем связан переход стенографии от иллюстративно-этнографического подхода к поискам целостного решения всех изобразительных компонентов спектакля, образной условности, режиссер, чьи постановки до сих пор помнят зрители».

 

 

Владимир Иванов был многогранным творцом: занимался иллюстрацией книжных изданий, делал незабываемые плакаты, расписывал интерьеры зданий, преподавал в художественном училище, играл на разных музыкальных инструментах. Свою тягу к искусствам Владимир Иванов объединил, синтезировал в театре и изобразительном искусстве. Художник, сценограф обладал острым чувством красоты окружающего мира, которые он расцвечивал красками своего воображения.

 

В Якутском художественном училище Владимир Иванов учился у живописца Семена Лаврентьевича Александрова. Закончив учебу, с 1958 по 1960 годы работал художником Верхневилюйского государственного передвижного драматического театра, в котором оформил около двадцати спектаклей, среди них – «Тина жизни» Анемподиста Софронова, «Лентяй» Суорун Омоллоона, «Лэкиэс» Степана Ефремова, «Проделки Скапена» Мольера и другие. С 1960 году художник учился у режиссера и театрального деятеля Николая Павловича Акимова на театрально-декорационном факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Тянуться к новым знаниям, трудиться не покладая рук, полностью отдаваться любимому делу – эти правила Владимир Давыдович установил для себя в годы учебы, и они стали сутью его образа жизни.

 

 

1960-ые годы для советского театрального искусства – время перемен, перехода от «актерского театра» к театру «режиссерскому». В это время творческая триада режиссера Федота Потапова, художника Владимира Иванова, драматурга Ивана Гоголева смело ломала стереотипы зрительского восприятия, внося свежие идеи, новые формы.

 

Путь художника в театре начался в середине 1960-х годов «во время оттепели». На якутской сцене тех лет господствовал традиционный живописно-иллюзорный стиль. С его работами в театр пришло понятие условной среды сцены. Владимир Иванов шел по пути лаконичного построения сценического пространства, образной культуры пластического языка, органично сочетающей живописное и конструктивное начала. Он расширил диапазон видов сценического изображения конкретных мест действия самыми разными способами: с помощью проекций и света, подлинных вещей, обновил язык сценографической поэтики, создавая условную сценическую среду с помощью единой установку. По-новому осмыслил принципы создания обобщенного места действия в виде архетипов, визуальной метафоры, активно проводил техническое и технологическое усовершенствование сцены. Владимир Иванов свободно использовал парадигмы авангардного искусства, экспрессию, цветовую насыщенность, плакатность. С первых работ стало ясно, что в театр пришел художник с хорошей профессиональной культурой, образным мышлением, вдумчивым отношением к драматургическому материалу и интерпретации его режиссером, специалист широкого профиля, который работал как технолог и конструктор, заведующий производством и менеджер. Всего им оформлено свыше 70 спектаклей разных жанров и исторических эпох, драматических и музыкальных.

 

 

Незабываемы сценографии и оформления, над которыми работал Владимир Давыдович: спектакль «Красный шаман» Платона Ойунского (постановка Дмитрия Ходулова),  балета «Голубой Дунай» Иоганна Штрауса (постановка Булата Губжокова), «В путь широкий» Амма Аччыгыйа (постановка Спиридона Григорьева) и другие. Юбилейный сороковой сезон национального театра открыла героическая комедия «Лиса и виноград» (Эзоп) Гильермо Фигейредо, где Владимир Иванов, выступив режиссером и сценографом, обратился к произведению бразильского писателя, поднимавшего проблемы права человека на свободу и достоинство. Вдумчивая режиссура, строгая сценография, выразительная работа каждого исполнителя показали, что на горизонте появился молодой, увлеченный, талантливый режиссер и художник. О режиссерском даре Владимира Давыдовича свидетельствовали и комедии А. Федорова «Три березы» (1966), пьеса «Деньги для Марии» В. Распутина (1980), поставленные на сцене Якутского театра и с одобрением воспринятые зрителями.

 

В тесном контакте с режиссерами Ф. Потаповым, В. Фоминым, художник осуществил много новых современных сценографических идей, которые неожиданно просто и выразительно выстраивали всю зрелищную ткань спектакля. Разработал систему подвижных декораций, меняющуюся, живущую единой жизнью с динамикой мизансцен, активно использовал единую декорационную среду, обладающую единством материала и подчеркивающую силу пространства.

 

 

 

Важным этапом в творчестве Владимира Иванова явились постановки трагедий «Отелло» (1966), «Макбет» (1975), «Гамлет» (1981). Шекспировский сюжет вдохновил художника на обобщенное решение темы Ренессанса через образы исторической эпохи, стиль. Склонность к синтетичности зрелища у художника наиболее полно реализовалась в оформлении драмы «Утро Лены» И. Гоголева и оперы – олонхо «Нюргун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского. В этих работах концептуально и мощно проявилось своеобразие национального склада якутского характера, а такие черты, как ритуальность, обрядовость жизни народа саха во многом определили образный дух постановок.

 

 

 

График, часто работавший в технике литографии, определил лирическое направление якутского эстампа. Владимир Иванов создал портреты, сюжетные композиции, натюрморты, пейзажи, в которых конструирует свой идеальный мир, соединяя природное и стихийное, утверждая, что природа – это начало и основа всего на земле.

 

В цветных литографиях «Якутские орнаменты» (1974), «Родные мотивы» (1978) автору близки декоративность и образность древнего народного искусства, его цветная и орнаментальная семантика, он избегает привычного акцента на необычность и этнографизм. Ему дороги сами понятия о красоте, созвучии, свойственные народным мастерам.

 

 

Цикл «Времена года» объединяет триптихи «Весна», «Лето», «Осень», выполненные в технике цветной литографии. Незавершенным остался триптих «Зима». В цикле реализовано национальное чувство пространства, его мощного земного притяжения, ничем не стесненной красоты. В произведениях с обостренной очевидностью отражается интуитивное стремление человека «арктической цивилизации» к гармонии, его близость к природе и извечный идеализм. За эмоциональной сдержанностью интерпретаций времен года стоят традиции национальной психологии, этика отношений, не позволяющая выплеска и диктующая сокрытие глубинных переживаний. За условностью форм и цветного решения – скрытый этнокультурный подтекст. За поэтичностью – глубина проникновения в связь человека с природой. Художник трактует действительность не через событийную ткань сюжета, а сквозь призму своего эмоционального внутреннего мира. В цикле «Времена года», где неизменно прекрасна земля, овеянная свежестью вольного ветра, преходящее и вечное нерасторжимы в жизненном единстве необратимого потока времени.

 

 

Жизнь Владимира Иванова, насыщенная счастливыми событиями и испытаниями, была постоянным восхождением талантливой личности к творческой зрелости. Сегодня с высоты времени приходит осознание, что в своих духовных и творческих поисках, жизни и искусстве, он хотел довести все до основания, до сердцевины. Многое успел, осуществил, заслуженный деятель искусств Якутской АССР Владимир Давыдович Иванов – художник, который в своих лучших работах во все времена останется мастером в подлинном и высоком значении этого слова.

 

 

Использованная литература:

Владимир Иванов / Г.Г. Неустроева; Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия); [ред. А.Л. Габышева; фото-репрод.: В. Баев] – Якутск: Якут. край, 2006. – 88 c.: ил., фот. – (Музей и художник).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь