home
user-header
«Ощущение, что все делаю плохо». Триумфатор «Кинотавра» Дмитрий Давыдов— о своей победе, кино и жизни
sakhawood-fond 24 сентября 2020 г., 21:49 283

Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов рассказал News.Ykt.Ru, что сейчас он недоволен своими работами, что престижные награды вселили так называемый «синдром самозванца». Он только что прилетел в Якутск.


Впервые в истории фильм из Якутии вошел в конкурсную программу фестиваля и стал его главным триумфатором, забрав Гран-при. Исполнительница главной роли Валентина Романова — Чыскыырай получила награду как лучшая актриса. И приз им. Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России также достался «Пугалу».

Режиссер Дмитрий Давыдов в 2014 году был директором Чапчылганской СОШ Амгинского улуса. Продав машину и взяв кредит, он снял за 14 дней свой первый полнометражный фильм — «Костер на ветру», который провалился в якутском прокате, но собрал полные залы и всевозможные международные награды, открыв миру якутский кинематограф.

 

После громкого успеха Дмитрий вернулся в родное село, отказался от должности директора школы, чтобы заниматься кино. Но остался работать учителем начальных классов, сегодня он — классный руководитель четвертого класса. 

Дмитрий вспоминает, что, будучи сам школьником, начал писать рассказы, публиковал их в Rulez на Ykt.Ru. И всю жизнь увлекался кино. В старших классах будущий режиссер, размышляя о жизненном пути, посмотрел фильм «Усатый нянь» и решил, что образ главного героя ему подходит. «Там про детский сад, но подумал, что что-то в этом есть. Я всегда знал, что вернусь в свою школу», — говорит он. 

 

В прошлом году Давыдов представил не менее выдающуюся картину «Нет бога, кроме меня» о сыне, который пытается спасти страдающую болезнью Альцгеймера старенькую мать. И в том же году получил грант фонда поддержки якутского кино Sinet Sakhawood на съемки нового фильма «Пугало». Первым «Пугало» посмотрел сочинский зритель кинофестиваля «Кинотавр». Сразу после показа стало ясно, что это явный фаворит и без главного приза картина не уедет из Сочи.  

 

Давыдов за эти шесть лет снял всего три картины. Каждую кинокритики называют гениальной, он же со всей присущей ему скромностью пытается переубедить в обратном. Он думал, что фильм окажется провальным, и совсем не ожидал такого успеха. Даже билеты на самолет купил в день закрытия кинофестиваля.  

Дмитрий Давыдов: 

— Организаторы кинофестиваля нас приглашали только на три дня. 18-го утром, в день закрытия кинофестиваля, они нас проводили в аэропорт. Я сдал багаж, расселся в кресле, и тут они нас оттуда выдернули. Я не рассчитывал остаться на закрытие, даже одежду подходящую не взял.

В тот момент вы поняли, что статуэтка ваша? 

— Нет конечно. Но изначально, после показа, нам многие говорили, что нашу картину точно отметят и мы выиграем какую-нибудь номинацию. Но не думал, что главную.

Вы подготовили текст благодарности для закрытия? 

— Нет, не рассчитывал на победу, вышел на сцену и просто поблагодарил. 

Как зритель принял? 

— Наш фильм приняли тепло, хорошо. Реакция очень хорошая была. 

Более того, столько положительных рецензий. Сравнили «Пугало» с «Зеленой милей», «Малефисентой», вас — с Германом, Тарковским. А вы сами с каким фильмом сравнили бы «Пугало»? 

— Ни с каким. Никаких рефренов у меня не было. Это отдельное произведение, которое сам нафантазировал. Каждый видит свое, а то, что сравнивают, мне приятно. 

Эту историю про женщину, которая помогает полиции искать пропавших, я придумал лет десять назад. Она обладает даром и благодаря ему участвует в спецоперациях.

Каждый в этом фильме видит свое: кто-то — политический контекст, кто-то — религиозный, кто-то — все это вместе. Какой смысл в него вкладывали изначально?

— Там никакого подобного подтекста нет. Ничего такого не закладывал. Обычная история маленького человека. 

Насколько я знаю, Пугало изначально была удаганкой. В какой момент она стала знахаркой и какой вариант видела Чыскыырай? 

— Я изначально старался от этой темы отойти, не трогать. 

Почему на роль Пугала выбрали Чыскыырай? 

— Этот образ ближе ей, ее сценический образ, она легко может войти в транс на сцене, что-то невероятное творит. 

Кого-нибудь еще рассматривали на эту роль? 

— Нет. Изначально ее выбрали, утвердили и от и до только ее видели. 

В каждом вашем фильме играют непрофессиональные актеры. Чем профессиональные плохи? 

— Так получается легче, проще, дешевле и, самое главное, интереснее. Ну и, тут дело в бюджете.

Почему именно эта история? 

— Там есть тема белой вороны, одиночества среди общества, людей, которые не понимают этот мир. Тема самопожертвования, почему человек может отдать свою жизнь ради других. Интересен и сам этот дар, который люди считают подарком судьбы, а для обладателя он стал проклятием.  

Эта тема белой вороны вам близка? Все-таки в Чапчылгане таких, как вы, немного. 

— Нет, я никогда не чувствовал себя белой вороной. Если вы о том, что я русский в Чапчылгане, то нет, у меня все друзья — якуты, и как-то не было такого, чтобы я чувствовал себя отличным от других. Там живет всего около тысячи человек, все друг друга знают. 

Извините, я просто пытаюсь понять, как человек особо не переживший больших драм в жизни, может писать такие трагедии. 

— Фантазирую, наблюдаю за жизнью других. 

С кем вы первым делом советуетесь по поводу идей, сценариев будущих картин?

— Ни с кем, беру всю ответственность на себя, нет привычки обсуждать проекты с кем-то, разве что со своим оператором Иваном Семеновым, с которым сняли все три фильма. 

Как вы с ним познакомились? 

— В 2014 году на съемках фильма Степана Бурнашева «Беглый». 

Помогали Степану как второй режиссер?

— Нет, был актером, играл роль золотодобытчика, Иван был оператором.   

Как попали в этот фильм? 

— Степан — мой друг с детства, вместе выросли. Посмотрел съемки изнутри, понравилось, и решил попробовать снять свое кино. 

Вас не бесит, когда про вас говорят «сельский учитель, снявший фильм»?

— Раздражает. 

Все-таки «Пугало» — ваша лучшая работа? 

— Не знаю, что-то мне сейчас совсем не нравятся мои фильмы. Ощущение, что все делаю плохо. У меня очень большие претензии к себе как к режиссеру. 

Почему так? 

— Вижу, что не получается так, как хочу. Где-то пытаюсь делать так, чтобы зрителю было удобно, беру интересную идею, но не получается раскрыть ее полностью. 

Синдром самозванца? 

— Да, наверно, хочется делать большие фильмы с большим бюджетом. Посмотрим, как будет дальше. Эти победы накладывают большую ответственность, и хочется сделать все максимально на уровне. Если раньше я об этом только задумывался, то теперь от меня этого требуют. 

 

В чем проблема ваших картин?  

— Проблема в бюджете, не получается раскрыться.

И сколько нужно денег, чтобы снять хороший фильм? 

— 60-100 миллионов. 

В реалиях Якутии это возможно? 

— Нет, нужно делать копродукцию с другими странами, выходить на их фонды.

А что еще нужно, кроме денег? 

— Хороший сценарий. 

Не хотелось за эти годы снять комедии, ужасы, массовое кино, которое точно принесет доход и отобьет бюджет?

— Нет, и в будущем не планирую. 

Следующий фильм когда выйдет и о чем будет? 

— О чем — не буду говорить, уже есть готовый сценарий, при первой возможности сниму. 

На какие фестивали поедет фильм? 

— Впереди 15-20 кинофестивалей, у меня сейчас работает агентство, которое занимается продвижением, предстоит большая работа. 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь