home
user-header
Алтай, Хакасия, Тыва (фотоотчёт)
satoshi92 3 августа 2021 г., 12:14 в Дикари 4320

Летом не было планов ехать куда-то далеко. Кажется, что как и в прошлом году, этим летом многие также в основном путешествуют по России. Мысли поехать на Алтай были уже в прошлом году, но к концу лета там произошла вспышка чумы - и хотя тогда не было ничего серьёзного, поездку я всё же отменил.

В этот раз поездка получилась спонтанной, незапланированной, немного беспорядочной и довольно долгой. Основная цель была свалить как можно дальше из Якутска, где в те дни стояла жара и заодно посмотреть, что из себя представляют соседние сибирские республики.

Маршрут получился следующий: Якутск - Новосибирск - Горно-Алтайск - Барнаул - Абакан - Кызыл - Иркутск.

 


Благодаря накопившимся милям S7 до Новосибирска я полетел "почти" бесплатно - заплатить пришлось лишь за сборы (около 3000 рублей). В Новосибирске я бывал уже много раз, поэтому на следующий же день я сел в автобус до Горно-Алтайска. Расстояние ~450 км, ехать около 8 часов, цена билета ~1300 руб. Дорога проходила по знаменитому Чуйскому тракту.

 Путь пролегал через несколько населённых пунктов, среди которых город с забавным для меня названием - Бийск (Бииииииииииийск!!) Это всё территория Алтайского края, которую многие путают с Республикой Алтай. То есть в России два Алтая - равнинный край с преимущественно русским населением более 2 млн. чел., и горная республика с населением 200 тыс. чел., из которых 33% - этнические алтайцы.

А ещё свой Алтай есть у Монголии, Казахстана и Китая. 

 Горно-Алтайск оказался городком очень компактным. Почти всё находится в пешей доступности. Поэтому такси не приходилось пользоваться ни разу. Раньше город назывался "Ойрот-Тура" ("город ойратов"), а до этого - "Улалу". 

Центральная плошадь Горно-Алтайска. Конечно же, традиционно именуется площадью Ленина. 

 

 Что сразу чувствуется после приезда в этот город - так это ощутимо более свежий воздух, во многом за счёт озеленения и соседства с горами, а также отсутствия промышленных заводов. 

 Алтайский аналог якутского "Ил Түмэн" называется "Эл Курултай".

 

 Тут и там мелькают плакаты и вывески на алтайском, но их совсем немного.

 Двуязычных вывесок немного. В основном, они только в бюджетных организациях или например, на вокзалах.

 

 В самом городе смотреть особо нечего. Можно залезть на небольшую (641 м) гору Тугая (по-алтайски "Туу-Кайа"). 

 

 Оттуда открывается панорама на город.

Если говорить о религии алтайцев, то большинство исповедует бурханизм - национальную религию алтайцев, зародившуюся в 20-м веке и представляющий собой буддизм с элементами язычества и шаманизма. Есть ещё местная секта Ак jаҥ ("Белая вера"), которая была официально запрещена Минюстом и у которой бывали конфликты с другими конфессиями. На юге республики , в районе "Кош-Агач" проживают казахи - они исповедуют ислам.

Но кажется, что православных храмов тут куда больше, чем буддистских.

 

 У Горно-Алтайска весьма познавательный, добротный национальный музей.

 

 

 

 

 

Текст обращения алтайских родоначальников о добровольном вхождении в Российскую империю (написан на старомонгольском алфавите, тодо бичиг). До вхождения в Россию Алтай входил в состав Джунгарского ханства (монгольское государство, существовавшее в 1635 — 1755 г.г. на территориях современного Алтая, части Монголии, Казахстана, Кыргызстана и Синьцзяна). Третья война с маньчжурским Китаем (империя Цин) закончилась полным разгромом и уничтожением Джунгарии, а также по прямому приказу маньчжурского императора - массовым геноцидом джунгар, в котором было уничтожено около 70% тогдашнего 600 тыс. населения джунгар). И в этой ситуации алтайцы (называвшиеся тогда "ойратами" и являвшиеся тогда частью ойратской/джунгарской нации), которым грозило уничтожение, решили войти в состав России, чтобы получить покровительство. 

Таким образом, считается, что "алтайцы" - это навязанный российским государством экзоним. До 1948 г. Горный Алтай имел статус автономной области и назывался "Ойратская автономная область". Опасаясь сепаратизма и сближения с Монголией, советская власть решила искоренить понятие "ойрат" у алтайцев. Хотя по сути название "ойрат" также является навязанным со стороны многонационального Джунгарского ханства. Сложность этнического самоопределения алтайцев заключается также в том, что по сути это конгломерат близкородственных этнических групп (теленгиты, телеуты, кумандинцы, челканцы, тубалары и т.д.), у которых различаются даже языки. Выделяются северно-алтайский (более подверженный влиянию русского) и южно-алтайский (официальный язык; более близок к казахскому, кыргызскому языкам).

 

 

 

В музее увидеть очень много знакомых нам предметов. Например, бересту - туос (по-алтайски "туес", "түүс").

 Или шаманский бубен - түңүр (як. дүҥүр).

 

 Флаг и герб Алтая.

 

 Мурал, посвященный самому известному алтайскому художнику, которого как и многих других, грёбаная советская власть в кровавом 1937 году расстреляла, обвинив в шпионаже в пользу Японии.

 

 Небольшой автовокзал Горно-Алтайска, где со времен "совка" видимо особо ничего не поменялось.

 

 

 

 На автобусе за пару часов можно доехать до знаменитого Телецкого озера, которое местные называют "младшим братом Байкала".

 Сами алтайцы называют это озеро "золотым" - "Алтын Кӧл".

 

 На северном берегу озера расположены два посёлка - Артыбаш и Иогач, преимущественно населённые русскими. 

 Туристов довольно много (в супермаркете увидел даже пару туристов из Китая), но до понятия "хороший сервис" тут ещё далеко. Есть много гостевых домов и турбаз. Можно заказать водную экскурсию по озеру, порыбачить и т.д.

В целом, приятное место для отдыха от городской суеты.

Но питаться в местных забегаловках я бы особо не рекомендовал. Так, в моём "лагмане" (как это вообще можно назвать лагманом?) оказался таракан.

 

 На катере можно доплыть до водопадов. 

 

 

 Водопад Корбу. 

 К вечеру озеро окутывает пелена тумана. 

В Артыбаше есть небольшой Этно-парк, где можно послушать очень содержательную лекцию о культуре и мировоззрении алтайцев, а также продегустировать некоторые алтайские сладости и арак - молочную водку.

 

 

 

 

 

 В целом, порадовало, что алтайцы сохранили свой язык. Во всяком случае те алтайцы, с которыми довелось пообщаться свободно владели своим родным языком. Алтайский напоминает казахский или кыргызский с очень якутскими интонациями. Кажется, что вот-вот и полностью поймёшь собеседника.
Численность алтайцев удручает - всего 80 800 чел. Кажется, что за 250 лет алтайцы значительно обрусели - у многих типично русские имена. 

 

 Ещё одно посещённое село - Чемал, в 60 км от Горно-Алтайска. Вполне себе обычная деревня, куда часто съезжаются туристы для отдыха на природе. 

 

 Одна из немногих достопримечательностей - остров Патмос на реке Катунь.

 А вот собственно и река Катунь.

 На самом деле все эти русифицированные топонимы сильно искажают изначальные названия мест и режут слух. По идее на алтайском река называется "Қадын", что созвучно с якутским "хотун" - "госпожа", с аналогичным значением.
Или например, есть посёлок со странным названием "Яйлю" - и если произнести его на алтайском ("Jайлу"), то примерно можно уловить смысл - "летник, летняя стоянка" (созвучно с "сайылык" на якутском).

 

 Можно также сходить в забавный Палеопарк, увидеть кости мамонтов, различные фигурки, картинную галерею и т.д.

 

 

 

 Далее путь пролегал в Барнаул - столицу соседнего Алтайского края. 

Особо ничем не примечательный сибирский город с довольно приятным центром.

 

 

 

 

 

 Далее отсюда следовал путь до Абакана на поезде.

 

 В такой тесноте пришлось ехать 16 часов. До этого по РЖД я ездил только один раз - с Хабаровска до Благовещенска, но помнится, тогда всё было цивильно - всё было очень даже цивильно, что удивило. Здесь же - замкнутое пространство, особенно, если попалось верхнее место. 

 Абакан - это столица Хакасии. По сибирским меркам город довольно старый - первый острог заложен в 1675 году. Население чуть меньше 200 тыс. человек, в основном - русские (80%) и хакасы (12%).

 

 Что сразу бросается в глаза - это уровень озеленения этого города.

 В небольшом компактном городке довольно много различных скверов, парков. 

 

 

 

 В центре города можно увидеть сидячего Ленина. 

 Местами можно увидеть знакомые нам "салама" - пёстрые ленты, привязываемые к дереву. Здесь они называются "чалама".

 

Хотя хакасское присутствие в городе не столь ощутимо, но всё же имеются отдельные памятники и здания с национальным колоритом. На фото - здание хакасской филармонии, перед которым скульптура, изображающая хайҷы - народного певца-сказителя.

 

 Есть и другие примечательные памятники - например, памятник "Маленькому принцу" с цитатами из романа.

 Есть пара красивых церквей.

 Есть очень хороший небольшой ландшафтный парк "Вдохновение".

 

 А вот республиканский музей сильно разочаровал.

 Здание новое и довольно большое по площади, однако экспонатов не так много - из того, что есть практически ничего нового не узнаешь об истории Хакасии - о том, например, кто здесь был до хакасов, откуда появились хакасы, как происходил процесс вхождения в состав России и т.д. Абсолютно неинформативный музей. 

 

 В городе не так много двуязычных вывесок - в основном только на зданиях бюджетных организаций. 

 За все дни пребывания я почти нигде не услышал хакасскую речь. Местные хакасы в основном говорили между собой на русском. Создаётся ощущение, что народ довольно сильно обрусевший, хотя возможно и не стоит судить по одному Абакану. Всего хакасов насчитывается 75 тыс. человек, и они в основном проживают в южной части республики. 

Попадаются довольно необычные композиции - например, как этот менгир - фаллический символ (символ плодородия).

 Рядом камень с надписью на древнетюркских рунах, которые сейчас уже почти никто не сможет прочитать, а также изображение, чем-то визуально напоминающее Наруто. Специалисты по тюркским рунам сообщили, что тут написана какая-то бессмысленная белиберда, как и новоделы в парке "Ленские столбы" у нас.

 С сопки Самохвал открывается панорама на город.

 Отличное место для прогулки, особенно ближе к закату. 

 Тут же находится мемориальный комплекс - памятник солдату,

 и рядом с ним - памятник древнетюркскому воину.

 Языческий тотем на фоне заката. 

 Ещё более впечатляющий вид открывается с горы Күн-тағ (Солнечная гора), название которой местные русские коверкают как "Куня". Гора находится у посёлка Усть-Абакан. Идти довольно долго, если не на машине. Пусть пролегает через исправительную колонию.

 Сама гора невысокая - всего 400 м. Подъем занимает где-то полчаса.

 

 

Отсюда открывается шикарный вид на Енисей, который хакасы называют "Ким суғ" - "Большая река".

 

 

 

 

 

 Если честно, после репортажа Ильи Варламова о его поездке в Тыву весной этого года, даже как-то немного расхотелось туда съездить, тем более за день до моего планируемого выезда в Тыве объявили локдаун. Но решил, что раз уже добрался так далеко, то пути назад нет - и надо бы глянуть на ещё одну тюркоязычную республику в Сибири. 

Между Абаканом и Кызылом всего 400 км пути, ехать на машине 5-6 часов. Абакан и соседний Минусинск - ближайшие к Кызылу населённые пункты, где имеется железная дорога, поэтому здесь бывает много тувинцев, которые также едут сюда на заработки. 

Между городами ездят маршрутные автобусы, но удобней всего поехать попутчиком (есть специальные группы в ВК для этого), за 600-700 руб. Сервисы типа "Блаблакар" не рекомендую - сидят какие-то не очень адекватные люди, завыщающие указанную цену. 
При въезде из Хакасии в Тыву меняется даже рельеф - из лесистой равнины в горные степи, ночью чем-то даже напоминающие марсианские пейзажи. 

 

 Центр города оказался местом довольно цивильным и приятным, если закрыть глаза на местами валяющихся пьяных личностей.

Прогулочная улица, традиционно именуемая "Арбатом".

 Рядом находится кинотеатр "Найырал" (Дружба), построенный в 60-хх годах. Фасад оформлен в типа азиатском стиле. 

 Вот, как он выглядел раньше. Теперь на месте портрета Ленина - знак "Инь-ян" - напоминание о том, что находишься в Азии.

 

Что сразу ощущается после приезда - это то, что действительно находишься в национальной республике - или даже в какой-то отдельной стране где-то в Средней Азии или Монголии. Ощущение это связано с тем, что здесь подавляющее большинство населения, а это 82% - тувинцы (тывалар).

 

Главная достопримечательность города парк с монументом "Центр Азии" (Азияның Төвү), как и многие другие общественные места, был закрыт из-за локдауна. 

 Пришлось рассматривать, стоя за забором.

 

 

 За звание географического центра Азии борется также г. Урумчи в Китае. Их монумент выглядит так:

 

Кызыл - город относительно небольшой. Основные достопримечательности находятся в пешей доступности друг от друга. Самый приличный район - ближе к набережной. Чем дальше, тем унылее. 60% города представляет собой частный сектор. 

Рядом с правительственными зданиями находится медный молитвенный барабан "Мани-Хурту", внутри которого заложено множество буддийских мантр. И человек, крутящий барабан, таким образом, читает все эти молитвы. 

 

 

 На заднем фоне можно увидеть очень скромно стоящего Ленина, а на холмах разглядеть большую тибетскую мантру.

 

 

 

 

 Главный буддийский храм Тувы - "Цеченлинг" («обитель безграничного сострадания»), открытый в 1999 году. Храм небольшой и довольно скромный. Сейчас строится новый и побольше.

 Тувинцы молятся, складывая ладони вместе, затем поочередно преподнеся их к макушке, ко рту и груди (вроде). Эти восемь ступ символизируют этап жизни Будды Шакьямуни: рождение, просветление, поворот колеса учения, чудесные деяния, сошествие Будды с неба Тушита на землю, восстановление согласия в Сангхе (буддийской общине), совершенная победа и уход в нирвану (поэтому крайняя сутра пустая).

 В комнате для молебна раздаётся самая главная буддийская мантра - "Ом мани падмэ хум".

 

Улыбающийся Далай-Лама призывает своих последователей к доброте, терпению и ненасилию. Он приезжал в Кызыл в 1992 году и недавно дал название строящемуся дацану. Казалось бы, где Тибет и где Тыва?..

Кроме дацана в городе есть православные церкви, где проводятся богослужения на тувинском языке.

 

А между тем Тыва занимает лидирующие позиции в рейтинге наиболее криминальных регионов страны.

Связано это с безработицей, низкими доходами, обнищанием населения, с клановой коррупцией, отдалённостью и экономической отсталостью региона, а также с проблемой алкоголизации населения. Встретить нетрезвого человека в будний день - кажется делом обычным. За пару дней в Кызыле я увидел больше пьяных людей, чем, например, за месяц в Якутске. Поэтому алкоголь здесь формально продают до 3-х часов дня, но по сути многие закупаются в "пивнушках", работающих почти круглые сутки. 

Говорят, что в Тыве процветает "культ Шойгу" - нынешнего министра обороны. Во всяком случае много где можно увидеть его портреты. Если уж мы затронули политику, то Тыва - один из регионов, где большинство поддерживают нынешнюю власть (за Путина на прошлых выборах в 2018 году проголосовало почти 92%, когда как у нас 64%).

 В 1941 году Тыва была ещё формально независимой Тувинской народной республикой и выступила на стороне СССР, объявив войну Германии (говорят, что Гитлер даже не смог найти Тыву на карте). 

Уже к концу войны в 1944 году Тыва официально стала частью РСФСР. 

Если немного углубиться в историю, то в глубокой древности на территории Тувы правили скифы, затем с 6 по 12 век эти земли входили в состав тюркского, уйгурского и кыргызского каганата. С 13 века по 1757 г. Тыва была частью Монгольской империи, от которой унаследовала религию (буддизм) и культуру. С 1757 по 1912 гг. Тыва вместе с Монголией входила в состав маньчжурско-китайской империи Цин. Кажется, что китайцы не оставили тут особого следа. В 1912 в Китае произошла революция, их империя пала, после чего некоторые тувинские нойоны (тойоны) обратились к Николаю II с просьбой о принятии под протекторат - эта просьба была удовлетворена в 1914 году созданием в Туве Урянхайского края (Таңды Урянхай). Затем уже через 7 лет была образована социалистическая ТНР, которую признали только СССР и МНР (Монголия). Китай же продолжал считать её своей территорией, как и весь остальной мир. 

Памятник Буяну Бардыргы - основоположнику тувинской государственности.

 Это здание национального музея Тывы. Из-за локдауна он был закрыт. За ним новое здание Дворца молодёжи.

 На фоне музеев этих городов кажется, что наш краеведческий немного проигрывает - как в плане внешнего оформления, так и по содержанию. 

 

В целом местного колорита в Кызыле довольно много, что радует глаза.

Возле музея поставили стелы тувинским буквам - Ө, Ң, Ү. Казалось бы, простая задумка, но получилось оригинально. Идея для Якутска - поставить где-нибудь в центре большие буквы "ҺӨҔҮҤ".

Если говорить о тувинском языке, то он показался мне менее понятнее, чем алтайский. Тувинский, как и якутский, в свое время испытал значительное влияние со стороны монгольского, но очевидно, что монголизмов в нём куда больше. Даже по звучанию он чем-то напоминает монгольский. Интонации очень плавные, ровные. 
За счёт того, что Тыва вошла в состав России менее века назад, в тувинском не так много русизмов, как в других сибирских языках, поэтому язык кажется более чистым.

 Сделал сравнение нескольких фраз на алтайском, хакасском, тувинском и якутском:

 

Национальные элементы присутствуют даже в парке отдыха.

 Во многих местах можно увидеть такие сооружения, по форме чем-то напоминающие колокольчики, и которые называются "ступы" (по-тувински "субурған"). На макушке этой ступы можно увидеть знак "соёмбо" - национальный символ у монголов и бурят, восходящий к индо-буддийскому наследию. Мне рассказали, что в такие ступы кладут различные предметы, включая даже такие, как нож, которым был убит человек - видимо смысл в том, чтобы "подавить негативную энергию". Часто можно увидеть, как вокруг таких ступ или молитвенных барабанов ходят люди. 

 

 Также часто можно увидеть такие разноцветные ленты "чалама".

Из местной кухни попробовал буузы, қара мүн (хара миин - "чёрный суп") - бульон из бараньего мяса и сүттүг шай (үүттээх чай) - зелёный чай с добавлением молока и соли (!). Всё очень понравилось, особенно чай.

 Кызыл расположен у слияния двух рек - Большого и Малого Енисея. 

 На том берегу находится военный городок и гора Дөгээ - ещё одна достопримечательность Кызыла, имеющая сакральное значение для тувинцев.

 "Ом мани падмэ хум" (ॐ मणि पद्मे हूँ) - самая известная мантра в тибетском буддизме. Эту надпись на санскрите видно с Кызыла, и это самая большая в мире мантра, сложенная из камней. Буквальный перевод этой фразы - «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», и её смысл интерпретируется по разному. Часто у тувинцев в соцсетях в статусах мелькает эта фраза.

 Поднимаясь к вершине горы (высота всего 1000 м) можно увидеть много такой груды камней, называемых "оваа".

 Сам гимн Тувы ("Мен Тывамен") начинается с их упоминания:

 

Арт-арттың оваазынга
(На оваа самого священного перевала)
Дажын салып чалбарган
(Возложил камень, молясь)
Таңды, Саян дыдынга
(Святые вершины Танды, Саян)
Агын өргээн тыва мен.
(Белым молоком обрызгал я — тувинец.)

Мен — тыва мен
(Я - тувинец)
Мөңге харлыг дагның оглу мен
(Сын вечно заснеженных гор)
Мен — тыва мен,
(Я - тувинка)
Мөңгүн суглуг чурттуң төлү мен
(Дочь страны серебряных рек).

 

 Послушайте гимн Тувы (

) - он бесподобен.

 

 

 В советские годы здесь на месте "Догээ" здесь было написано "Ленин". 

Отсюда открывается вид на Кызыл. 

На вершине горы почти закончили возведение позолоченной статуи Будды. Сейчас там ведутся строительные работы и готовится постамент. 

 Еще одно примечательное место для посещения - этнокультурный комплекс "Алдын-Булак". Находится в 45 км от Кызыла.

Здесь более десятка юрт, оформленных в современном стиле и служащих местом для развлечений, питания и ночёвки. 

Традиционная тувинская юрта (өг) визуально напоминает монгольскую или казахскую.

9 знамён "Сульдэ" из конских хвостов для поднятия боевого духа - к этим знаменам запрещено приближаться женщинам.

 Вид на Енисей. Небесные ворота чем-то напоминают японские тории.

 Здесь Будда уже с более тувинскими чертами лица.

 Внутри ресторана, стилизованного под юрту. 

Если подытожить, то Тува за несколько дней впечатлила меня куда больше, чем Алтай с Хакасией вместе взятые (хотя и там в принципе неплохо), но реальный национальный колорит и самобытная культура ощущаются здесь сильнее. В плане туризма у Тувы довольно большой потенциал. Очень хочется пожелать региону скорейшего улучшения социально-экономического положения. 

Довольно скромное здание кызыльского аэропорта. 

 

 Кызыл с высоты птичьего полёта.

 

Пролетая над Саянами.

А далее путь обратно следовал через Иркутск, где уже доводилось бывать однажды. Но в этот раз впечатления от города были куда лучше.

 Приглянулся мини парк городов-побратимов Иркутска - в качестве ещё одной идеи для Якутска

 Вместо простого указателя как у нас - там целые стелы с флагами, символами и информацией этих городов.

 

 И последним пунктом посещения стал Байкал. 

 

 

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь