home
user-header

                        
                        
Автопутешествие «Якутия – Внутренняя Монголия – Байкал» День 9-й (20.06.2013): Хилок – Улан-Удэ – Дулан – Байкал
22 августа 2014 г., 09:09 2439


Раннее утро встретило нас доброй, ясной погодой. Рыба на реке играла вовсю и, если бы было время, можно было бы неплохо порыбачить. Но времени у нас не было и посему – в путь.

 

 

Это «практически пустой» багажник Филдера)).

 

 

После Хилка дорога проходит сначала по равнине и уходит в горы - через затяжной перевал, на котором сложно совершать обгоны. Особенно мешают многочисленные фуры. Мы снова взялись за рации - то и дело звучали фразы для Ритиного экипажа: «Чисто, обходи грузовик», а иногда наоборот: «Иди за КАМАЗом, смотри сама».

 

 

После Хилокского перевала, трасса снова спускается в холмистую степную долину, обрамленную с обеих сторон цепью гор.

 

 

В один момент моя дочь случайно заметила, что цифры пробега нашего «Семеныча» (так мы с ней назвали наш Прадо) приближаются к «круглой дате» - мы терпеливо дождались этого момента и сфотографировали событие на память. Для информации – пробег в 200 тыс. для двигателей, установленных на Прадо-95 (KZ – дизель и RZ – бензин) практически юность, так как при бережной эксплуатации общий пробег таких двигателей без капитального ремонта спокойно достигает 500 и более тыс.км.

 

 

Ближе к границе с Бурятией ландшафты неуловимо меняются – вроде степь, но как будто другая.

 

 

Рустам экспериментирует – «сэлфи» в отражении тонированного стекла.

 

 

И вот мы на границе Забайкальского края и Бурятии.

 

 

Совершаем обряд, обращаясь к Бурятской земле с просьбой хорошо принять нас.

 

 

Коллективное фото у стелы на границе – настроение у всех отличное!

 

После пересечения границы трасса длительное время идет по широчайшей степной зоне – красота неописуемая, хочется выйти и дышать этим простором всем объемом легких).

 

 

 

 

Постепенно ландшафты снова сменяются на горные и мы, пройдя перевал, спускаемся в долину Селенги. Сказать, что красиво – не сказать ничего, ведь это надо просто видеть. Вместе с тем, на красоту в это время водителю лучше не заглядываться – дорога идет серпантином вдоль отвесных скал.

 

 

Перед городом немного передохнули, созвонились с бурятскими эвенками и обсудили маршрут. В этот раз решили обойтись без торжественных встреч, так как дел у всех было много, а времени мало.

 

 

Наконец мы въезжаем в город с северной стороны. Движение в Улан-Удэ интенсивное, люди ездят быстро, но в целом, как мне кажется, лучше, чем в Якутске. Мы же едем не торопясь, чтобы не потерять Риту, ведь она первый раз в таком дальнем пути, первый раз за рулем в чужом большом городе. Все же повторюсь – она просто молодчина, проявила себя в таком пути отлично. Бурятские автолюбители, глядя на наши наклейки, особенно не психуют, понимая, что им немного мешают гости издалека)).

 

Прибыв к месту встречи с бурятскими сородичами, мы решили насущные вопросы, обсудили совместные планы, которых было впереди еще много – организация творческого всероссийского фестиваля, молодежного языкового лагеря и участие в IV съезде эвенков России. Это все предстояло нам сделать в течение 12-14 дней.

 

 

Улан-Удэ большой, красивый и современный город, не утерявший старинные архитектурные традиции. Одна из главных достопримечательностей – гигантская голова вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.

 

 

Мой племянник Герман быстро узнал где вкусно кормят по приемлемой цене и мы дружно и не спеша пообедали.

 

 

Гостиница «Гэсэр» для випов (мы же там обычно просим администрацию поставить свои машины на ночь). В этот раз автостоянка нам не нужна, ведь мы решаем сразу выдвинуться к месту предстоящих событий на Байкале.

 

Часть нашей команды осталась в городе – передохнуть, помыться и отоспаться, а мы снова в путь, который пролегал теперь на запад по Иркутской трассе.

 

 

К западу от Улан-Удэ трасса сначала идет по долине Селенги (с эвенкийского «сэлэнгэ» - «железная»), а потом уходит через крутой перевал, который в народе называют «Мандрик». Это серьезный и своенравный перевал, поэтому практически все водители оказывают ему знаки внимания – кто сигналит, кто оставляет свои дары на ходу (звон монет об асфальт раздается каждую минуту), а многие (особенно редкие гости) останавливаются, проделывая обряд не торопясь.

 

После перевала трасса снова спускается в долину Селенги и идет продолжительное время. В пути мы заправляемся на Роснефти (рекомендуем). Кстати, если вы планируете путешествовать сравнительно долгое время, постарайтесь на ближайших заправках Роснефти заправить полный бак и получить у кассира заправки карту, дающую право на скидку 2% - немного, но все же экономия.

 

Вскоре мы свернули направо и пройдя по мосту через Селенгу устремились по трассе на Энхэлук.

 

 

В пути сделали остановку у Фофоновского «акрополя», как его называют археологи – этой неолитической стоянке несколько тысяч лет.

 

 

Многие поколения наших давних пращуров проживали на этом месте длительное время.

 

 

Когда я бываю там, то ощущаю какое-то внутреннее спокойствие. Возможно фофоновцы были прототунгусами?)

 

 

Вечерело, но до конечной точки нашего пути оставалось пройти не так много. Панорама широкого байкальского побережья в устье Селенги.

 

 

Вскоре мы добрались до нашего Бугады Дулан – места, где мы в 2012 г. совместно с эвенками из других регионов установили памятный знак с эвенкийскими заповедями «Иты». Иты – это свод эвенкийских законов жития, в которых нет ничего кроме простых человеческих истин, дошедших до нас в полуфольклорной форме сквозь тысячелетия. Их 18:

1. Земли и Неба благословлением живет человек. Небо – родитель дает, Небо – родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай.

2. Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка.

3. Все, что даруется Небом – родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Еще ни один человек не умер оттого, что накормил сироту, поэтому Небо – родитель, благословляя, даст пищу тебе.

4. Жизнь прожить – не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил (досл.: еще никто, не переходя вброд бед, не жил).

5. Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет.

6. Без женщины – матери как бы ты родился? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит (досл.: пальцем своим растит). Матери, родителей и предков тропу торя, по следу их, идя, живи.

7. Как люди достойные живи (досл.: по следу человека иди), не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга, узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т.е. слушай советы старших).

8. Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», - говоря, не думай. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое - подавляй.

9. Недобрыми мыслями далеко не уйдешь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.

10. Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невинному вину находить – самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может.

11. Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают.

12. Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицо к лицу свое же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут, будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землей скрыться – земля тверда, если захочешь на небо улететь – небеса высоко слишком.

13. Доброе и справедливое слово вечно, от ребенка твоего потомство шагать будет. Недоброе слово в пол-уха слушай, через другое выпускай, не оставляй в нутре своем.

14. Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.

15. Сам свой рот кормя и воспитывая, живи.

16. День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.

17. Двуногому ни в чем не уступай (т.е. будь не хуже других людей), завистливому не подражай, безрассудного тропу не выбирай для своего пути, хорошего человека себе в напарники – друзья ищи.

18. Очаг свой разожги, ребенка роди, скотину расти – корнем человека будь. Традиции Иты, запреты – обереги Одё, выполняя, живи.

 

 

Вот и мы, Здравствуй Байкал!

Избранное
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться
с помощью аккаунта в соц.сети
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь