home
user-header
Про экономику республики
vasya_zzz 21 февраля 2016 г., 16:06 616

Читая записи нашего министра -  Андрея Анатольевича, его негодование тем, что народ не поддерживает проект газохимического завода. А также другие топы, связанные с экономическим будущим (близким и дальним) нашей республики, невольно задаешься вопросом: а почему все так плохо? 


Безусловно, наши климатические и территориальные условия не делают нас конкурентными. Другими словами инвестор, решивший выпускать продукцию на российский или мировой рынок, выберет не нашу республику. Если продукция не связана с уникальным сырьем, добываемым на нашей территории. Если даже у нас имеется уникальное сырье, то передел сырья выше первого уровня (обогащения до концентратов и т.д.) опять же не выгодно выполнять у нас. По вполне объективным причинам. 

Есть еще внутренний рынок - потребности 950 тысяч человек, проживающих у нас. Но и здесь не сладко. Себестоимость производства у нас выше чем производство "там"+доставка. Это видно на "базальте", ювелирных изделиях (если бы не востребованность якутских мотивов, то ювелирки у нас бы небыло, если 3-4 толковых мастера уедут в ПМЖ в Китай и оттуда будут поставлять продукцию, то они полностью огребут весь внутренний рынок национальных украшений), сельхозпродукциях (белорусское молоко дешевле местной!!!). Когда ж/д заработает в полную силу и начнут поставляться комплекты частных домов, складов, гаражей пром. зон,  цемента и т.д. я думаю достанется и строительной сфере. 

Другими словами, при существующих экономических условиях единственный способ роста качества жизни нас с вами - увеличение дотаций из федерального бюджета. А там, как нам твердят из всех щелей, огромная дыра... на неопределенный срок... Получается, что если Россия сейчас в ж.опе, то мы в ж.пе этой ж.опы. Такое чувство, что как бы мы здесь не потели выхлопа будет ноль. Единственное мы должны на порядок (чем в Татарстане :) ) повысить качество использования бюджетных средств. Максимально эффективно использовать бюджетные средства и ужесточить наказание за растрату бюджетных средств. С другой стороны должны формировать личную заинтересованность руководителей бюджетных организаций (а также региональных монопольных компаний) за повышение эффективности организаций (Грубо говоря: сэкономил N миллионов и при этом качественно выполнил все планы, то положи себе законно 20 % в карман). Ведь не секрет, что в настоящее время у нас все вверх дном: чем больше затраты, тем больше финансирование и тем больше можно умыкнуть себе незаметно. Если премия будет в виде части сэкономленных средств, любой руководитель будет заинтересован в грамотных специалистах и трудоустроиться по "кумовству" будет сложнее. Если даже кто-то сможет устроиться по блату на руководящую должность, то он уже должен будет что-то соображать по должности иначе вышестоящий руководитель рискует лишится премии и попытается всячески его сбагрить. Такой подход также поможет действительно сформировать рынок  инновационных идей. Так как любой руководитель будет как волк рыскать в поисках возможностей оптимизации своего хозяйства. Ведь сегодня тоже не секрет, что хотя везде и всюду орут, что нужно внедрять инновации никто из реальных руководителей не торопится их внедрять. А зачем? Ведь тогда сократится финансирование и умыкнуть что-то будет сложнее, да размер премии от этого не зависит. Отсутствие рынка инновационных идей и продуктов наглядно видно на примере нищенского состояния нашей науки. Наука, которая должна быть оснащена самым передовым оборудованием и приборами сегодня имеет на руках только линейки и ручки. 

Разворачивается ТОР в Кангалассах. Какой будет от него толк в долгосрочном плане? В краткосрочной возможно будет и возможно даже выйдет на нулевую окупаемость. Если опыт окажется положительным он будет растиражирован в других регионах в более благоприятных зонах. И наш ТОР опять же окажется не конкурентоспособным. 

Проект с газохимией на нашей территории рассматривается наверняка исходя из рисков и ущербов при их реализации иначе зачем её строить в такой дали от рынка сбыта ведь есть возможность её строительства на базе ковыктинского или сахалинского газа в транспортном отношении в разы более развитых и находящихся почти под боком потенциальных рынков сбыта. При повышении требований к безопасности как, к примеру в Татарстане, проект опять же окажется не рентабельным. И её построят в другом месте.

И еще одна мысль, местный рынок полностью зависит от доходов населения. При этом местный рынок товаров и услуг формирует основная часть населения, получающая низкую зарплату (ниже чем в среднем по региону). А получатели больших доходов естественно участвуют в формировании внутреннего рынка Москвы или Гуаньчжоу, например. Данный фактор существенно снижает, на мой взгляд, потенциальный региональный эффект от реализации любого крупного проекта. Насчет дифференциальной ставки тоже давно говорят, даже ненавистной нами США она из покон веков узаконена, но у нас она видимо не введется до следующей революции...

Так что, как мне видится, наш единственный путь резкое повышение качества использования бюджетных средств и мощное постоянное выбивание средств из федерального бюджета. 

Буду рад услышать мысли от квалифицированных экономистов и госслужщих, варящихся в этих делах и  больше обеспокоенных за общее благополучие, чем о собственном.

 

 

 

Избранное
  • 22 февраля 2016 г., 08:17
    kinat   Пожаловаться

    Что уперлись в один химзавод? Считай, 2,5 миллиарда от газа каждый год утекают из бюджета республики в виде прибыли ЯТЭК-Якутгазпром.

    • Автор
      22 февраля 2016 г., 09:13
      vasya_zzz   Пожаловаться

      kinat, химзавод как пример, т.к. он наиболее распиаренный в СМИ. От Сургутнефтегаза, Транснефти и др. компаний утекает еще больше. Национализация это тоже крайний вариант. Если тот же ЯТЭК станет госпредприятием не факт, что миллиарды не будут утекать.  Есть у вас идеи как выбрать стратегически важные направления развития, как реализовать по этим направлениям ключевые проекты и как удержать капитал внутри региона? 

      • 22 февраля 2016 г., 13:00
        kinat   Пожаловаться

        vasya_zzz, Штыров говорил, что надо развивать добывающие отрасли, чтобы давали в казну Якутии налоги на содержание бюджетных организаций и строительство социальных объектов. В то же время раздал все добывающие предприятия неякутским предпринимателям. Проще было бы не раздавать а во главе ставить умных толковых топ менеджеров, коим  был он сам, поднявший АЛРОСА.  Сейчас все добывающие предприятия наоборот просят у бюджета Якутии и России денег, преференций по налогам. Что это? Параллельно правительство замутил химпроект.

        Химпроект замутили потому что это крупный производственный проект. Но опять же инвесторы иностранные,  газ дагестанский, поэтому вся прибыль от завода  тоже будет идти мимо казны Якутии.  Налогов 10 лет не будет после начала работы химзавода, так что их косяки тоже будет тянуть бюджет республики.

        РИК, аккумулировавщий денжища просрал деньги на заведомо убыточные проекты и даже не в Якутии.

        Базальтовый завод взял кредит в сколковской организации, которая в свою очередь тоже взяла денег у бюджета, теперь банкрот и впервую очередь требует вернуть у Сахабазальта взятый кредит не по графику, а все и сразу.

        Помнится, тоже просрали Якутгазпром с Саханефтегазом детки партократов-тойончиков во главе с Николаевым, пошли ведь кланяться не своим якутским специалистам, а Ходорковскому, всячески его обожествляя, даже описывая как он красив и умен))))))))) Умора! Его свои же акулы проглотили, а вместе с ним и наш ГОСУДАРСТВЕННЫЙ когда-то ЯКУТГАЗПРОМ!

        Чтобы выжить Республике надо вырастить 1000 якутских хорошо работающих предприятий, то есть сегодняшние предприятия еле дышат, многие люди имеют очень хорошие идеи, но не могут их воплотить в жизнь из-за высоких ставок на кредиты, высоких тарифов на энергоносители, высоких арендных плат, недостатка земли, отсутствия инфраструктуры - электричества, газа, водопровода, канализации, хороших дорог. Вот всем желающим начинать и развивать свой бизнес надо всячески помогать, дать зеленую дорогу всем их начинаниям, ТОСЭР Кангалассы это конечно хорошо, но это мизер, вся Якутия не переедет в Кангалассы, такие ТОСЭР с льготными условиями  надо строить почти в каждом улусе,  вдоль дорог, трасс, железной дороги.

         

         

        • Автор
          22 февраля 2016 г., 17:27
          vasya_zzz   Пожаловаться

          kinat, в наших условиях без бюджетной поддержки ни одно предприятие не будет конкурентоспособной. Поэтому с политикой Вячеслава Анатольевича я так же больше не согласен, чем согласен. Хотя я не владею всей полнотой тогдашней ситуации, зачем передавать в частные руки предприятия конкурентоспособность которых зависит от  бюджетных дотаций. При переходе в частные руки наверняка произошло только усложнение расчетов субсидий и торг (взаимный шантаж) между властью и собственниками что, когда, как и на чьи средства  развивать. А для конечных потребителей картина из-за этого наверняка изменилась в худшую сторону.

          Вот вы в последнем абзаце пишите, что все факторы производства у нас очень дорогие, а то и вовсе отсутствуют. Что надо создавать ТОСЭР-ы в каждом улусе. Но какую цель при этом должно преследовать данное предложение? Ведь инфраструктура вещь очень дорогая и бюджет у нас дырявый. Не кажется ли вам, что в первую очередь надо научиться считать бюджет до последней копейки и начинать с самых эффективных проектов. А то получится как в некоторых подъездах нашего города: ставят в подъезде датчик движения 1-2 шт, но на первых этажах!!! Хотя любой здравомыслящий человек, понимающий для чего они нужны, начал бы ставить их с последних этажей. Само по себе идея хорошая, но реализация оставляет желать лучшего.

           

           

          • 23 февраля 2016 г., 07:35
            kinat   Пожаловаться

            vasya_zzz, Нет инфраструктуры - это результат отношения к ЯАССР среди всех бывших республик. Деньги от алмазов, золота той же Якутии шли не на развитие ЯАССР, а на развитие 15 Союзных республик, которые в конце концов вышли из состава Союза, получается Якутию обделяли в ущерб ей. В нашей деревне была своя дизельная электростанция, которую включали только по вечерам на определенное время, учились при свечках. И это ваш хваленый СССР. Мы жили только за счет своих двух коровушек. Какая такая инфраструктура?

            Наступила перестройка. Теперь вместо нахлебников 15 Союзных республик нам агитируют лечь костьми ради нескольких олигархов, говоря, что денег в стране опять не хватат, затяните потуже ремни, невозможно построить инфраструктуру по объективным обстоятельствам.

            И люди опять уповают только на своих коровушек. Хотя министр промышленности Панов упрекает их в отсталости, призывая строить комплекс химзаводов прямо в центре проживания Якутов, где сосредоточено основное сельскохозяйственное население и рядом в 9 км город, где стеклась половина населения Якутии. Вот так он решил решить вопрос занятости всех улусов Якутии, сразу отсек из производящей экономики производство продуктов питания, притом он в своем химзаводе мечтает производить карбамидные удобрения, когда известно, что в мире уже перепроизводство карбамидных удобрений. Химзоводом в Мегино-Кангаласском улусе проблему увеличения поступлений в бюджет не решить, нельзя решить трудоустройством 500 человек в химзавод проблему безработицы Якутии, Ничто ничего в экономике Якутии строительство химзавода не потянет, как они говорят, а угробит водное, воздушное пространства, флору и фауну и землю вокруг этого завода. Кормильцев коровушек уже не будет, сельчанам  не на что будет покупать квартиры своим детям в Якутске, остановится строительство домов в Якутске, придет кирдык строительной отрасли. Что в Якутии есть какие-то показатели по производственной отрасли - скажите спасибо коровушкам с их балбахами. Пока экономика Якутии опирается только на простых женщинах с ведрами молока и мужиках с косой.  Если Панов  так их упрекает в бездеятельности, то пусть приводит ТОСЭРы поближе к ним, а для этого всего навсего нужны в разных улусах свои ТОСЭРы, а не один гигантский комплекс химзаводов, на строительство которого требуются космические вложения.

            А вы просто дайте возможность людям со всех улусов даже не 10 лет безналоговогой работы в своих ТОСЭР, а хотя бы 5 лет. Сделайте подъемные арендные выплаты помещений. Энергозатраты субсидируйте что ли? И все. Чтобы не строить дороги, сделайте ТОСЭРы в деревнях вдоль трасс. Только и всего. Люди сами придумают чем из заняться и работа закипит. Начнется более энергичное движение денег, возрождение экономики, а через 5 лет и начнутся хорошие вливания  в бюджеты от налогов производственных предприятий всех ТОСЭР Якутии.

             

            • 23 февраля 2016 г., 09:53
              kinat   Пожаловаться

              Если в каждом улусе будет по 20-30 успешных предприятий этих улусных ТОСЭР, то в бюджет республики и административных единиц на все социальные программы  вы легко можете получать   еще 100-200 миллиардов рублей каждый год только от налогов от этих предприятий.

              Зачем все усложнять и представлять людей маленькими несмышленышами? Предоставьте им условия, не мешайте им работать  и они сами сделают себя и свой улус богатым и обеспеченным.

              • Автор
                24 февраля 2016 г., 09:19
                vasya_zzz   Пожаловаться

                kinat,вы мне отвечаете как будто я председатель правительства ))). 

                Мне кажется что все в принципе можно посчитать и смоделировать. Без обоснованной логики и расчетов наши с вами возмущения и предложения, да и правительственные "планы" не имеют никакого веса.

                К слову, в северных улусах дизеля до сих пор также работают не круглые сутки.

  • 22 февраля 2016 г., 11:49
    ACTpo   Пожаловаться

    Мыслей много, но охота послушать других, как на счет сельского хозяйства. Как сделать так что бы местная продукция была тут у нас на рынке в большом количестве.

    • Автор
      22 февраля 2016 г., 12:16
      vasya_zzz   Пожаловаться

      ACTpo, для этого цена на местную продукцию должна быть конкурентоспособна с привозной. Добиться этого можно только протекционными мерами или субсидированием наших производителей. Первая мера может быть применена только для защиты нашей продукции от импорта и осуществляется на федеральном уровне, но почему-то активно не принимается (возможно последствие того что мы в ВТО) и против стран таможенного союза применяться не должны. А субсидирование у нас идет исходя из нашего бюджета. То что наши продукты не занимают львиную долю указывает на недостаточность объема субсидирования или несовершенство механизмов субсидирования, а скорей всего и того и другого. Основные затраты сельского хозяйства - топливо. Пока топливо дорогое с/х будет сложно поднять. Мне кажется нашу продукцию имеет смысл вывозить в страны где цена на продукцию с/х покрывает наши издержки по топливу, но у той же Бразилии цена на топливо ниже чем у нас и условия для с/х выше. Мы могли бы поставлять мясную и рыбную продукцию как продукции высшего класса, а для этого помимо улучшения качества нужна развитая транспортная система чтобы продукт за 2-3 дня доходил до потребителя (до кухни японского, европейского, китайского ресторанов и т.д.). Будем надеяться на нашу ж/д. А добиваться чтоб местные производители занимали львиную долю нашего внутреннего регионального рынка мне кажется смысла нет. Нужно добиться соотношения при котором бюджетные субсидии максимально эффективны и пробиваться на вышесказанные рынки. В конце концов цель должна быть - стабильность и рентабельность с/х производства в нашей республике, а не полное покрытие внутреннего рынка.

      Это мое мнение - не экономиста, а технаря. Образованные (по экономике и т.д.) люди могут дать более корректный ответ. Но мы должны считать бюджет не на пальцах, а на определенных моделях и постоянно их совершенствовать. Обсуждаться должны модели расчета, а не конечная структура расходов бюджета, как у нас. 

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться
Включите премодерацию комментариев
Все комментарии к этому посту будут опубликованы только после вашего подтверждения. Подробнее о премодерации
Обратная связь